В начале «нулевых» годов представители экибастузского ТОО «Вершина» предложили городским властям Экибастуза не разбирать брошенные и недостроенные многоквартирные дома, а восстановить их.
Авторитетное мнение о качестве «советских» построек я впервые услышал от руководителя проекта модернизации жилья в Восточной Европе Бернхарда Шварца. Произошло это на международной выставке-семинаре по проблемам санации многоквартирных домов, которая проходила в Астане.
«Когда мы начали модернизировать жильё в Восточной Германии — поделился г-н Шварц, — мы не снесли ни одного дома, построенного советскими специалистами. Там применялся бетон какой-то «бешеной» марки. Эти дома простоят столетия. Мы просто отселили из них жильцов, «раздели» корпуса, провели внутреннюю перепланировку и полную санацию с применением энергосберегающих материалов и смарт-технологий».
Санация одной квартиры в Восточном Берлине обходилась в 25000-27000 евро. Суммы для нас, конечно, фантастические. Но и объём работ, и качество – впечатляют.
Дома советской эпохи строились, что называется «дёшево, но сердито». Никаких изысков, вопрос эстетики никогда не был первоочередным. Старались строить быстро, надёжно и обеспечить жильём как можно большее количество очередников. Шум на стройплощадках затих в начале 90-х годов с развалом СССР. В «наследство» городам бывших союзных республик достались недостроенные дома, фактически модули-коробки на пустырях. Ситуацию осложнила и миграция: люди меняли место жительства, уезжая за рубеж в поисках работы и лучшей жизни, бросали квартиры. В городах Казахстана появились целые микрорайоны-призраки, оперативно занятые людьми без определённого места жительства и рода занятий. Такие микрорайоны стали настоящими рассадниками криминала.
«В 2008 году мы предложили акимату Экибастуза обследовать заброшенные многоквартирные дома на предмет целесообразности их восстановления, — рассказывает заместитель директора по производству ТОО «Вершина», инженер-строитель Алибек Куанышев. – Мы с коллегами в принципе всегда были противниками сноса зданий, если они не находятся в крайне аварийном состоянии. К тому же, при демонтаже панельных домов повреждаются плиты, металлические скобы, что делает строительные конструкции практически непригодными для дальнейшего использования».
Кстати, как-то в Экибастузе попытались разобрать незавершённый многоэтажный кирпичный дом, стоящий напротив городского дворца культуры. Строителям удалось снести лишь половину верхнего этажа: бетон не сдавался. Работы приостановили. По иронии судьбы в канун ближайшего общегородского праздника фасад дома «прикрыли» лозунгом «Слава строителям Экибастуза!». Горожане рыдали от смеха. Словом, снести строение не получилось. Дом впоследствии достроили, заселили жильцов. Правда, без проблем не обошлось, но это, как говорится, совсем другая история.
Алибек Куанышев с коллегами обследовали несколько многоэтажек и пришли к выводу, что восстановить их можно. Необходимо было укрепить фундаменты, проложить инженерные сети, смонтировать лестничные марши.
«Мы взяли в работу три многоэтажных дома, — продолжает Алибек Куанышев. – На восстановление каждого ушло около полугода. Разумеется, мы сделали планировку прилегающих территорий, то есть, сдали объекты, что называется, «под ключ». Наша история породила настоящий бум восстановления домов в городе. Но первопроходцами были мы».
К 2015 году в Экибастузе не осталось ни одного бесхозяйного многоквартирного дома. Всего было восстановлено 28 домов. Тема «бомжатников» в жилом секторе была закрыта.
После восстановления бесхозяйных домов ТОО «Вершина» на собственные средства построило первый в Экибастузе девятиэтажный дом после длительного затишья. Об этой девятиэтажке судачил весь город. Ходила легенда, что дом строит зарубежная компания. Вряд ли на сегодня в городе есть многоквартирный дом такого качества. Два подъезда, в одном из которых квартиры бизнес-класса, в другом – эконом-класса (впрочем, отличающиеся разве что площадью), современные лифты, паркинг. На лоджиях и балконах использовались витражи. От подстанции проложили подземный электрический кабель: в доме не было перебоев подачи электроэнергии. С этим домом, кстати, связано появление первого в городе консьержа. Квартиры в девятиэтажке «застолбили» задолго до момента сдачи в эксплуатацию.
«Конечно, наше преимущество и в том, что мы сами производим строительные материалы: кирпич, плитку, бордюрный камень, — говорит Алибек Куанышев. – На тот самый дом по улице Ауэзова мы завезли лишь облицовочный кирпич из Кокшетау, остальные материалы в основном были собственными».
На сегодня в Экибастузе реализуется большая программа жилищного строительства. Только в 2018 году планируется ввод в эксплуатацию жилья общей площадью 57 151,2 кв. м. При этом, в городе более 400 многоквартирных домов, срок эксплуатации которых, более 25-30 лет. И эти дома нуждаются если уж не в «европейской» санации, то, по крайней мере, в незамедлительном ремонте кровель и инженерных разводок. Сделать это с помощью целевых сборов практически невозможно: если собрать средства на ремонт системы горячего и холодного водоснабжения, отопления, канализации ещё реально, то скинуться на полную замену кровли – жильцы не в состоянии: это миллионные затраты. В 2012 году в Экибастузе, как и по всей стране, началась реализация программы модернизации ЖКХ (или как она называется сейчас – программа развития регионов). Суть проста: государство оплачивает стоимость крупных ремонтных работ в многоквартирных домах, а жильцы затем возвращают эти деньги государству в срок до семи лет. Впрочем, можно вернуть деньги и раньше. Поначалу жильцы домов многоквартирного сектора отнеслись к программе настороженно, соглашались ремонтировать кровли и подвалы неохотно. Но в какой-то момент проект, что называется, «заработал». Появились ответственные подрядчики, жильцы стали серьёзно контролировать качество закупаемых материалов, ход работ, принимать участие в приёмке готовых участков. Однако в 2013 году финансирования не было (ремонты проводили за счёт возвратных средств), оно возобновилось в 2014-2015 годах, и вот уже третий год подряд финансирование вновь приостановлено, ремонты выполняются за счёт возвратных средств. При этом, столь нужная программа рассчитана лишь до 2020 года.
Отремонтировать все дома до этого времени, конечно, не реально. Необходимо продумать возможность продления сроков программы.