О трудовых буднях и производственных планах горняков крупнейшего угледобывающего предприятия страны мы поговорили с заместителем генерального директора - директором по производству ТОО «Богатырь Комир» Сериком Жуматаевичем Макаровым.
– Серик Жуматаевич, расскажите, пожалуйста, с какими производственными показателями встречает свой профессиональный праздник трудовой коллектив ТОО «Богатырь Комир»? Сколько уже добыто и планируется выдать угля на-гора в этом году?
– «Богатырь Комир» компания с большим потенциалом. Наглядное свидетельство – итоги минувшего года. Несмотря на все трудности, на негативные последствия мирового кризиса, удалось стабилизировать производство, вернутся на траекторию роста. Объем добычи угля в 2017 году составил более 40 млн. тонн, что на 15% больше чем в 2016 году, когда добыча составила 35 млн. тонн. Объем вскрыши в 2017 году составил около 28 млн. кубометров, что почти на четверть больше чем в 2016 году.
На этот год компания планирует увеличить добычу угля до 41,3 млн. тонн, а объем вскрышных работ до 29,5 млн. кубометров.
Уверен, что коллективу «Богатырь Комир» выполнить эти планы по силам. Предприятие было и остается надежным и проверенным поставщиком качественного энергетического угля энергопроизводящим компаниям нашей страны и ближнего зарубежья.
– Какие инвестиционные проекты реализуются в настоящее время на предприятии?
— В компании хорошо понимают, что инвестиции в основной капитал повышают эффективность работы предприятия, поэтому ежегодно вкладывают значительные средства в действующее производство.
Только за 2017 год на развитие и поддержание мощности предприятия было направлено капитальных вложений более чем на 7,5 млрд. тенге. Отмечу, инвестиции направляются, не только на поддержание существующих активов и их модернизацию, но и на обновление парка горнотранспортного и вспомогательного оборудования. Так в прошлом году компания приобрела три карьерных автосамосвала, бульдозеры, автопогрузчики, тракторы, автобусы, оборудование для химической лаборатории. Кроме того, на предприятии внедрена автоматизированная система планирования, контроля и управления ремонтами горно-транспортного оборудования.
И эта работа будет продолжена. В течение двух лет планируется построить комплекс сухого обогащения угля на разрезе «Северный» с производительностью до 2,0 млн. тонн угля в год, а также реализовать проект внедрения автоматизированной системы диспетчерского управления горнотранспортным комплексом (АСДУ ГТК) с использованием современных спутниковых систем навигации. В приоритете остается обновление технического парка предприятия – в текущем году приобретены четыре большегрузных самосвала марки «БелАЗ-75131», партия думпкаров для транспортировки вскрышных пород и селекции. До конца года ожидается поступление еще четырех большегрузных самосвалов марки «БелАЗ» и «Caterpillar» с грузоподъемностью от 130 до 140 тонн, а также погрузчика с емкостью ковша 20-22 кубометров. В компании принята, рассчитанная на 10-летний период, программа поэтапного обновления горно-транспортного оборудования (экскаваторов, технологического транспорта, бульдозеров, буровых станков). В рамках которой, уже сейчас, прорабатывается вопрос приобретения адаптированных к местным условиям современных экскаваторов. В частности, наши специалисты выезжали на разрезы Казахстана и соседней России для того, чтобы увидеть непосредственно в работе экскаваторы различных марок и модификаций. Учитывая, что изготовление и монтаж экскаваторов займет у завода-производителя как минимум шесть месяцев, первую партию горных машин мы рассчитываем получить в начале второго полугодия будущего года.
Если же говорить в целом о планах на этот год, в наращивание производственных активов намечено инвестировать порядка 25 млрд. тенге. В том числе на реализацию проекта по переходу на циклично-поточную технологию добычи, усреднения и погрузки угля на разрезе «Богатырь».
— Расскажите, пожалуйста, более подробно о проекте ЦПТ, и что даст его реализация?
– Для нашей компании внедрение циклично-поточной технологии (ЦПТ) на разрезе «Богатырь» — самый главный проект. Чтобы было понятно его значение, поясню, чем вызвана необходимость внедрения проекта ЦПТ. Дело в том, что глубина ведения добычных работ сегодня достигла критического значения. Увеличение дальности перевозки угля железнодорожным транспортом потребует строительства новых путей и станций, приобретения новых тяговых агрегатов, устройства контактной сети, питающих линий, усиления источников тягового электроснабжения. Все это значительно увеличит капитальные затраты и эксплуатационные расходы, которые при вскрытии каждого нового добычного горизонта будут возрастать. Да и в целом, как показывает практика, использование железнодорожного транспорта на глубинах отработки более 250 метров характеризуется высокими производственными расходами, низкой эффективностью и дорогостоящим обслуживанием путей.
Еще одна причина, диктующая необходимость внедрения проекта ЦПТ. Существующая на разрезе технология усреднения угля – трудоемкий процесс из-за большого количества маневровых операций.
Внедрение нового технологического комплекса даст целый ряд преимуществ. Первое – повышение эффективности управления качеством угля за счет применения усовершенствованной технологии усреднения путем послойного формирования и отгрузки из штабеля на усреднительно-погрузочном комплексе. Второе – минимизацию влияния неравномерного графика работы железной дороги и сезонности потребления угля. Третье – снижение затрат за счет сокращения использования в добыче угля высокозатратной железнодорожной транспортировки и замены ее на конвейерную технологию. Четвертое – повышение точности и скорости загрузки железнодорожных вагонов на поверхности разреза за счет автоматизации загрузки. Пятое – повышение производительности труда за счет применения высокотехнологичного оборудования и автоматизации технологических процессов.
Сейчас проект ЦПТ находится на стадии разработки проектной документации и выполнения горно-капитальных работ. В нынешнем году запланировано завершить горно-капитальные работы в разрезе и на поверхностном комплексе. После чего в ближайшие годы нам предстоит выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию циклично-поточной технологии – 2023 год.
Словом у компании «Богатырь Комир» большие планы и наша задача их полностью выполнить.