22 сентября 2020, Вторник

Внесены изменения в Закон о государственных закупках

27 декабря 2018 года Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора»

Фото: Юлия Колесниченко.

Разъяснения для СМИ Экибастуза дал главный специалист Департамента внутреннего государственного аудита по Павлодарской области  Серикбай Тастембеков.

 Основными новшествами Закона являются:

Первое: увеличивается пороговая сумма закупок работ и услуг из одного источника со 100 МРП до 500 МРП. Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам.  В основном, эта норма коснётся заказчиков с небольшими бюджетами. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых.

В рамках введения четвёртого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3-х тыс. МРП. Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.

Второе: в закупках способом запроса ценовых предложений в закупках до 1 000 МРП заказчикам даётся право указывать в документации фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.

Третье: законом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок.

Сейчас каждый областной и районный акимат утверждают свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки Единых организаторов будут определяться Минфином. Кроме того, в рамках централизованных государственных закупок предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объёмы.

 Повышения квалификации и ответственности участников системы госзакупок:

Первое: устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.

Второе: даётся чёткое понятие “демпинговая цена” и её недопущение. Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены (демпингуют), что влечёт ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Третье: в настоящее время появилась целая когорта “профессиональных жалобщиков”, “троллей”, для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.

Для исключения таких ситуаций для потенциальных поставщиков, не внёсших обеспечение конкурсной заявки, запрещён просмотр документов других участников. Не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации. Не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).

Четвёртое: устанавливается платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок.

 Сокращение закупок из одного источника и снижения коррупции.

Первое: из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев.

Второе: устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся. Это позволит так же сократить закупки из одного источника.

Третье: устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями “Енбек” уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника. Это обусловлено тем, что предприятия Енбек получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд.

Четвёртое: устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии:

– за неправильный расчёт критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение;

– за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса, а равно за несвоевременное размещение протокола предварительного допуска и (или) протокола итогов.