15 сентября 2024, Воскресенье

Наталья Павлушина — художник «про зверят»

Наш друг из Новосибирска, художник-анималист в интервью российскому порталу "Один дома"

Наталья Павлушина. Родилась 4 мая 1967 года, в Новосибирске. Окончила Художественную школу на ВАСХНИЛе. В 1981- 1989 годах работала в зоопарке зоотехником, лаборантом, художником. С 2003 по 2009 – работа в отделе экопросвещения Алтайского заповедника. С 2002 – по настоящее время – руководитель ИГ «Зоосфера». С 2003 - член клуба художников-анималистов «Живой карандаш». Координатор проекта «Художники за экологию» - серия выставок картин художников, посвященных экологической карикатуре и иллюстрации в Новосибирске, Томске, Барнауле, Пензе и Москве. Участвует в различных изданиях и проектах, посвящённых спасению диких животных.

Наталья Павлушина – представитель вымирающей профессии художников-анималистов: она рисует животных. В планах у художницы создать «Энциклопедию Новосибирского зоопарка в рисунках художников-анималистов». Она очень надеется,  что этот проект будет воплощён в жизнь.

— Как вы стали художником-анималистом? 

— Животных я люблю и рисую с самого раннего детства. В 7 классе поступила в Художественную школу на ВАСХНИЛе. Первые два года училась параллельно с обычной школой, потом ещё два совмещала с учёбой на ветврача. Было сложно, так как я ещё и подрабатывала в Новосибирском зоопарке в то же время, но всё удалось, и у меня даже сохранился снимок первого выпуска художественной школы. Примерно в то же время я прочитала книги Джеральда Даррелла и увидела там прекрасные рисунки животных.

Книги Даррелла, собственно, и повлияли на моё решение работать в зоопарке. Мечтала, что буду работать там и в свободное время рисовать… но работа перетягивала всё время. Сейчас рисую намного больше, но те годы плотного контакта с о зверями были очень полезны — я работала почти на всех барьерах (секциях): птицы, куньи и медвежьи, террариум, ночные смены дежурства… Наблюдала за снежными барсами, иногда помогала при лечении… Моя самая большая любовь — выдры. Но вообще люблю и помню всех, с кем работала. Стараюсь отразить эти воспоминания в рисунках.

— Кажется, это вымирающая профессия…

— Да, художники-анималисты никогда не были многочисленны: и раньше, не очень их много и сейчас. Возможно, именно поэтому мы проводим уже 15-й год конкурс детского творчества «Дикие животные родного края» (автор идеи – Виктор Павлушин), с помощью которого стараемся привлекать внимание детей именно к направлению анималистики.

Не скажу, что это направление приносит (или раньше приносило) много денег, поэтому финансовый вопрос всегда очень сложный… Но и бросить… Нет, я правда пыталась бросить, и практически не рисовала лет двадцать — только иногда, урывками. Работала в рекламных агентствах (Золотое сечение, Лицей, РИМ), в том же зоопарке при подготовке к юбилею в 1997 году… Но постепенно как-то вернулась к рисованию животных.

— Почему именно рисунки? Есть же фотография, видео…

— Да, фотография, видео в наше время бесспорно дают огромные возможности запечатлеть животных (как и всё окружающее), но это всё-таки больше именно документальная фиксация. Что, безусловно, тоже очень важно и нужно. Да, кстати, среди просто фотографов есть и фотохудожники! То есть те люди, которые, как и художники (все художники – не важно: анималисты или пейзажисты) стараются передать ещё и своё видение мира, отношение к изображаемому объекту… Передать всю его красоту доступными им средствами. У фотохудожника это фотоаппарат, у художника бумага, краски, кисти, а в последнее время ещё и компьютерная графика.

— Говорят, художниками-анималистами становятся, в основном, сами зоологи и биологи. У нас в Новосибирске много таких? 

— Да, многие биологи и зоологи становятся художниками-анималистами. В 2005 году по ещё одной идее Виктора Павлушина, мы создали объединение «Художники за экологию». В него входят как раз большей частью именно такие художники: Сергей Погонин – художник-биолог из Окского заповедника, Татьяна Петрова – художник Питерского зоопарка, окончила биолого-почвенный факультет. Олег Костерин – энтомолог, изучает и рисует насекомых, живет и работает в Новосибирском Академгородке, старший научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, кандидат биологических наук. Наталья Прийдак – работает в Ботаническом саду Академгородка города Новосибирска, художником, Виктор Завьялов, инженер, для которого рисунки животных – хобби, Николай Фомин – охотовед в Вятке. Есть ещё художники, конечно, но счёт идёт буквально на единицы, максимум – десятки…

Мой любимый с детства художник-анималист, конечно же, Василий Ватагин… Книга «Маугли» с его иллюстрациями была самой любимой. И я до сих пор остро сожалею, что она была утрачена в переездах… Из наших современников могу назвать Вадима Горбатова. Недавно вышли две его книги, где собраны почти все его рисунки. Горжусь знакомством с ним и бережно храню его книги. И огромная утрата для всех нас – уход из жизни Виктора Бахтина. Рада, что нам удалось дважды встретиться в Красноярске, на его родине. Были планы сделать совместную выставку и другие мероприятия, но — увы…

— Один из символов Новосибирска — это Новосибирский зоопарк. Это справедливо, на ваш взгляд?

— Я думаю это очень справедливо! Когда шло голосование за 7 чудес России, я думаю, только из-за странного смешения рукотворных объектов и творений природы, как объектов сравнения и соревнования помешало занять нашему зоопарку одно из первых мест! Я думаю, наш зоопарк по праву является гордостью Новосибирска и его символом.

— В чем разница между зоопарком и зверинцем? 

— И, к слову сказать, наш зоопарк НИКОГДА не был зверинцем, даже когда размещался на крохотной территории в 0,8 гектаров у рынка. Именно там были сделаны научные открытия, принёсшие славу и известность нашему зоопарку уже в те годы, именно там, в 1978 году, впервые в мире получено потомство от речной выдры; размножались снежные барсы, белые медведи и многие другие животные, как редкие, так и не очень. И уж конечно не является он зверинцем и теперь. Очень меня коробит это слово, когда в СМИ по очереди называют то зоопарком, то зверинцем наш прекраснейший ЗООлогический ПАРК!… Разница между ними самая основная в том, что в зверинце животных содержат на потеху публике и не преследуют иной цели. Настоящий зоопарк, в первую очередь, занимается исследованием, содержащихся в нём животных, собирает бесценные сведения по биологии, добивается размножения редких видов, участвует в международных обменных программах и, конечно же, занимается зоопросвещением горожан через проведение экологических праздников и других мероприятий, где рассказывается в популярной форме информация о животных, доносится важность сохранения всего биоразнообразия планеты…

— Как вы относитесь к контактным зоопаркам?

— Контактные зоопарки – очень сложная тема. Есть люди, которые относятся ответственно к своим подопечным: содержат животных в чистоте, хорошо кормят, следят, чтобы они не переутомлялись, переводят их в укрытие, когда видят, что они нуждаются в отдыхе и есть совсем другие люди… Именно поэтому должна быть создана и разработана единая правовая основа для таких зоопарков. Пока этого, насколько я знаю, нет.

— Существует проект — энциклопедия Новосибирского зоопарка. Что это такое, и какое вы к нему имеете отношение?

— Проект «Энциклопедия Новосибирского зоопарка в рисунках художников-анималистов» — это мой проект. И я очень надеюсь, он будет воплощён в жизнь. В нашем зоопарке содержится более 700 видов животных. У меня есть рисунки примерно к 300 из них. Но я подумала, что рисунки одного художника – это не очень интересно, к тому же я рисовала все эти виды достаточно долго. Так что я кликнула клич на сайте художников-иллюстраторов, и на мой призыв откликнулось более 50-ти человек. Пока что это только благотворительное участие – все прислали те рисунки животных, которые у них уже есть готовые. Чтобы заказать недостающие и напечатать сам Арт-Альбом, нужны средства, в активном поиске которых я и нахожусь сейчас. И да, я думаю ещё над таким вариантом издания, в котором объединится другая моя любимая идея – «Зоопарки России». А пока я пишу заявку на Президентский грант и надеюсь на поддержку такого уникального издания, аналогов которому в России ещё не было.

— Расскажите про международный день выдр в зоопарке. У вас есть любимчики среди зверей? Кто это и почему?

— Любимое моё животное, это, как я уже говорила – выдры. Но я люблю также и другие виды семейства куньих. И, конечно, же, когда я только приходила в зоопарк работать, я мечтала о кошках. О диких кошках, само собой, как и 90% приходящих в зоопарк. Но так получилось, что взять меня смогли только на птиц, т.к. лет мне было всего 14. И на них-то я и проработала больше четырех лет в промежутках между учёбами. Но, каюсь, так и не полюбила их всем сердцем, как тех, кто покрыт шерстью, а не перьями.

Выдры же мои любимцы, потому что это животное и правда является воплощением вечной игры, как считают индейцы Америки. Их невозможно заставить сделать какой-то трюк дважды. Они прекрасно понимают, что от них требуется, например, проплыть в этот обруч… Но им сразу становится скучно и они начинают экспериментировать: а что будет, если проплыть в него не головой, а хвостом вперёд? А если снизу заплыть? А если сверху? А если сбоку? А если.…. И так наблюдать за ними можно бесконечно. И ещё они очень легко приручаются. Даже дикопойманные быстро соображают, что от человека в клетке нет никакого вреда, зато у него есть масса интересных игрушечек и он очень смешно ругается, бегая за тобой и пытаясь отобрать веник или совок, или снова сложить в ведро всё рассыпанное, или… в общем, вы понимаете.

— Кроме анималистики, чем еще вы занимаетесь по жизни?

— Ещё я провожу конкурс детского творчества «Дикие животные родного края (сейчас «Планета диких животных») уже на протяжении 14-ти лет при поддержке мэрии города Новосибирска (Управления культуры, Дирекции творческих программ, отдела охраны окружающей среды Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города) и участвую в других экологических мероприятиях. Например, подходит к концу конкурс «Экологическая Азбука», который проводится совместно с Астраханским заповедником, идёт конкурс «От созерцания к действию», с 6 июля начинается экологический лагерь «Живая Издревая», где я участвую с мастер-классами по импровизационной графике (которые я начала проводить относительно недавно, как говорят: по многочисленным просьбам), готовимся к осенней встрече Бёрдвотчеров в Новосибирске и конференции «Реки Сибири», на которой впервые проходила выставка «Художники за экологию», и т.д. Кроме того, я также организую и провожу свои выставки и мастер-классы.

Светлана Фролова 
Фото: предоставлены Натальей Павлушиной