Текст выступления члена Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан Айзады Курмановой на правительственном часе:
— Введение бюджета местного самоуправления путем получения налогов напрямую в свой бюджет действительно расширило финансовые возможности сельских округов и усилило роль местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Вместе с тем, период внедрения 4-го уровня бюджета показывает низкую обеспеченность расходов сельских бюджетов собственными доходами.
При предоставленной самостоятельности, бюджеты сельских округов, сел и поселков более чем на 75%, а в некоторых регионах – более чем на 90% остаются дотационными. Также надо отметить разрыв в показателях обеспеченности бюджетов МСУ собственными поступлениями, который колеблется от 1% обеспеченности собственными доходами до заявленных в докладе министра — 25%. Например, объем бюджета поселка, в котором проживают более 10 тысяч человек, составляет 320 млн. тенге, из них собственные доходы — 24 млн. тенге – или 7,6%. А вот бюджет сельского округа с численностью жителей 700 человек, в котором самостоятельный бюджет будет внедрен с 2020 года, прогноз объема бюджета 28 млн., из них собственные доходы – лишь 140 тысяч тенге или ниже одного процента. Более того, в связи с налоговыми каникулами для малого бизнеса с начала 2020 года, финансовая самостоятельность сел не только не повысится, а наоборот существенно снизится.
Естественно, в этих условиях необходима дополнительная передача на сельский уровень ряда отдельных видов налогов и платежей из вышестоящего бюджета. Например, озвученная в докладе министра передача платы за пользование земельными участками, единого земельного налога, поступлений от продажи земельных участков и права аренды земельных участков позволит увеличить долю собственных доходов бюджетов МСУ на 10-15%.
Для повышения уровня обеспеченности сельских бюджетов и укрепления их доходной базы также очень важно введение единой информационной базы государственных органов. По сей день сельские акимы вынуждены бегать в Управления государственных доходов, юстицию, сектор механизации отдела сельского хозяйства, РЭО и др. за списками своих налогоплательщиков, вручную их выписывать, сверять данные налогоплательщиков.
Без наличия интегрированной системы баз данных местное самоуправление не имеет возможности адекватно планировать свои бюджеты и администрировать собственные доходы.
Вместе с тем, эффективность местного самоуправления зависит, прежде всего, от понимания населением своих прав и возможностей и действительной способности их участвовать на уровне принятия решений.
Надо признать, что пока население недостаточно активно участвует в местном самоуправлении, и говорить о повышении их активности и заинтересованности в решении вопросов местного значения не приходится.
Низкую активность населения можно объяснить отсутствием интереса у жителей села в связи нерешенностью социальных проблем. Опросы показывают, что граждане, которые не посещают собрания и сходы, имеют одно мнение: «я не участвую в собраниях, они не дают результата». Достаточно взглянуть на протоколы сходов, где решения о согласовании бюджетов отражаются буквально одной строчкой, без обсуждений и предложений. Вряд ли такой формальный подход будет способствовать повышению доверия населения к власти?
Безусловно, население нельзя заставить участвовать в местном самоуправлении. Необходимо использовать различные формы вовлечения, проводить разъяснение, мотивировать общественным признанием, повышать правовую и экономическую грамотность населения. И в этой работе свою существенную лепту может внести гражданский сектор страны. Неправительственные организации готовые к такой работе. Например, в Павлодарской области неправительственные организации в рамках проекта «Участие граждан в принятии решений» не только обучают заинтересованных сельчан, но и проводят полную практическую работу для одного сельского округа. Есть удачные примеры в ВКО и Карагандинской области в рамках проекта Европейского союза «Инклюзивное сельское планирование» и т.д.
Нужно полностью поменять политику государственного социального заказа, основная часть которого должны быть направлена на обучение граждан разработке проектов, сельского бюджета, общественного мониторинга программ, проектов и госуслуг. Молодежные проекты должны быть направлены на выявление инициатив сельской молодежи, обучению их навыкам лидерства, сотрудничества с гражданами.
Местное самоуправление не может быть без активного участия граждан. Участие требует времени и усилий, но, когда появляются результаты эффективного управления, повышения качества жизни появляется интерес и гордость — что в этом есть и твой вклад. Правительству необходимо вместе с созданием оптимальных условий по мобилизации доходов местного самоуправления, принять действенные меры по повышению активности граждан в решении местных проблем и в планирование местного развития.