30 декабря 2019 года Главой государства подписан закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».
Закон направлен на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства, а также гуманизацию и снижение репрессивности КоАП, в том числе в части:
— гуманизации по 38 составам административных правонарушений (в частности, исключение 30 составов, снижение размеров штрафов по 1 составу, замены на менее репрессивные виды взысканий по 6 составам, расширение применения предупреждение по 1 составу);
— передачи от судов в подведомственность государственных органов 37 составов, санкциями которых не предусмотрены взыскания, налагаемые исключительно в судебном порядке;
— ограничение частоты внесения поправок в КоАП;
— поэтапное разграничение полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов;
— поэтапного перевода производства по делам об административных правонарушениях в электронный формат;
— устранения правовых пробелов и коллизий, выявленных в правоприменительной практике КоАП;
— установление ответственности должностных лиц за неэффективное планирование и использование бюджетных средств.
- За оставление водителем места ДТП (ч. 2 ст. 611 КоАП) наряду с предусмотренным лишением права управления ТС вводится альтернативный вид взыскания в виде штрафа в размере 50 МРП. (КАП)
В настоящее время ответственность за оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, предусмотрена в виде лишения права управления транспортным средством на один год.
Введение альтернативного вида взыскания в виде штрафа, не повлияет на профилактику таких правонарушений, так как решение о наложении такого взыскания будет приниматься судом, с учетом всех обстоятельств конкретного дела и личности правонарушителя (впервые по неосторожности, деятельное раскаяние, добровольное возмещение ущерба).
- Усиление ответственности за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления ТС (ч. 3 ст. 612 КоАП), штраф с 10 до 50 МРП.
За повторное совершение в течение года (ч.4-1 ст. 612 КоАП)с 20 до 70 МРП. (КАП)
- Исключение частей 7 и 8 статьи 613 (отказ от прохождения мед. освидетельствования лицом, лишенным права управления транспортными средствами) КоАП. (КАП)
В настоящее время, во избежание уголовной ответственности по ч. 1 ст. 346 УК (Управление транспортным средством лицом находящимся в состоянии опьянения, будучи лишенным права управления транспортными средствами), водители отказываются от прохождения медицинского освидетельствования и несут административную ответственность по ч. 7, 8 ст. 613 КоАП (Невыполнение требований сотрудника ОВД от прохождения освидетельствования на состояние опьянения лицами, лишенными права управления транспортными средствами).
Таким образом, за совершение одного и того же деяния, лишенный права управления транспортными средствами водитель, который находится в состоянии опьянения, в случае прохождения мед. освидетельствования, привлекается к уголовной ответственности, а в случае отказа от прохождения освидетельствования, привлекается к административной ответственности.
- Объединение частей 1 и 2 статьи 598 (Не предоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами) КоАП. (КАП)
Правонарушения, предусмотренные частью 1 и 2 данной статьи, по степени общественной опасности идентичные.
- Установление дифференцированных размеров штрафов (ст. 517 КоАП), которые будут налагаться в зависимости от сроков нарушения ими миграционного законодательства. (КМС)
С учетом анализа правоприменительной и судебной практики, госорганами предложено установить дифференцированные размеры административных штрафов, которые будут налагаться на иностранцев и лиц без гражданства в зависимости от сроков нарушения ими миграционного законодательства.
После наложения штрафа, указанные лица должны будут покинуть Казахстан, иначе они будут привлечены к административной ответственности за уклонение от выезда и подвергнуты административному аресту с выдворением из страны.
- Исключение в диспозиции частей 3,4 и 5 статьи 517 (Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения) КоАП, слов «в миграционной карточке (регистрационной карточке)».
В связи с проведением политики цифровизации и оптимизации государственных услуг с первого июля 2018 года все иностранцы, пребывающие в Республику Казахстан по визам — миграционную карточку не заполняют.
На сегодняшний день, иностранец может быть зарегистрирован или перерегистрирован по месту временного проживания через портал электронного правительства или визово-миграционный портал (подраздел ЕИС «Беркут») в режиме «он-лайн» без посещения миграционной службы, после чего регистрация распечатывается на бумажном носителе с QR — кодом вместо печати.
Иностранцы большей части стран мира, прибывая в Республику Казахстан, не заполняют и не используют при регистрации миграционную карточку.
В соответствии с Договором о ЕАЭС, при прохождении границы стран-участниц ЕАЭС, гражданами стран-участниц ЕАЭС по заграничным паспортам, миграционная карточка не заполняется.
В этой связи, чтобы при нарушении сроков регистрации, иностранцы не могли уйти от ответственности, слова «миграционной карточке» исключаются во всех частях статьи 517.
- Усиление ответственности владельцев увеселительных заведений за нарушение тишины в ночное время суток (ст. 437 КоАП).
За 9 месяцев т.г. по фактам противоправных действий на территории указанных увеселительных заведений, в органы внутренних дел поступило свыше 10,6 тыс. вызовов, по которым возбуждено свыше 1,4 тыс. уголовных дел и привлечено к административной ответственности более 4,4 тыс. лиц.
Значительную часть указанных нарушений составляют факты нарушения тишины в ночное время (ст. 437 КоАП) (1 099 фактов).
Ввиду незначительности налагаемого по ст. 437 КоАП штрафа данная мера не оказывает должного влияния на владельцев (администрацию) увеселительных заведений, которые не чувствуя ущерба от взыскания, в угоду пожеланиям клиентов продолжают нарушать права граждан на отдых.
- Ряд дел переданы в подведомственность ОВД, влекущих взыскание в виде административного штрафа:
— статья 132. Допущение нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время(1. Допущение нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях без сопровождения законных представителей в ночное время (с 22 до 6 часов утра);
— статья 410-1.Нарушение законодательства Республики Казахстан при проведении аудита в области пожарной безопасности(1. Непредставление либо несвоевременное представление экспертной организацией в территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской защиты копии заключения по результатам проведенного аудита в области пожарной безопасности; 2. Представление экспертной организацией заключения по результатам проведения аудита в области пожарной безопасности, содержащего недостоверную информацию о соответствии (несоответствии) объекта требованиям пожарной безопасности);
— статья 422. Непринятие мер к пресечению сбыта и (или)немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров(1. Непринятие владельцем развлекательного заведения, а также организации образования мер к пресечению сбыта и (или) немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания);
— статья 480. Нарушение законодательства Республики Казахстан об административном надзоре(1. Невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, правил административного надзора или установленных в отношении него судом ограничений);
— статья 596. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом; 5. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное лицом, лишенным либо не имеющим права управления транспортным средством);
— статья 613. Невыполнение требований сотрудника органов внутренних дел (полиции), транспортного контроля на пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан, военной полиции, уклонение от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения(1. Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел (полиции), военной полиции (исключительно лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан) об остановке транспортного средства; 3-1. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, не имеющим права управления либо лишенным права управления транспортными средствами).
- Передача дел в подведомственность ОВД, влекущих взыскание в виде лишения разрешения либо приостановления его действия, приостановление или запрещение деятельности:
— статья 191. Нарушение порядка приобретения, хранения, учета, перевозки и торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему(1. Нарушение порядка приобретения, хранения, учета, перевозки и торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии; 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания);
— статья 450. Предоставление помещений заведомо для занятия проституцией или сводничества(1. Предоставление помещений заведомо для занятия проституцией или сводничества);
— статья 464. Нарушение норм лицензирования(2. Предоставление лицензиатом заведомо недостоверной информации при получении лицензии, а равно действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, а также не устранение нарушений норм лицензирования, повлекших привлечение к административной ответственности, по истечении срока приостановления действия лицензии);
— статья 469. Нарушение требований, предъявляемых к деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации(1. Нарушение физическими или юридическими лицами требований, предъявляемых Законом Республики Казахстан «Об охранной деятельности» к деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации; 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно не устранение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, повлекшего привлечение к административной ответственности);
— статья 470. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области охранной деятельности(1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области охранной деятельности, совершенное в виде: … 1-1. Укрытие, а равно не информирование органов внутренних дел работниками, занимающими должность охранника в частной охранной организации, о ставших известными им фактах готовящихся либо совершенных преступлений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, либо о срабатывании охранной сигнализации с охраняемых объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; 2. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой и 1-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, а равно не устранение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, повлекшего привлечение к административной ответственности);
— статья 477. Нарушение правового режима в зоне проведения антитеррористической операции (Нарушение правового режима или невыполнение требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции, в части: …).
Пресс-служба ДП Павлодарской области