5 июля 2020, Воскресенье

Евгений ЕВТУШЕНКО в Экибастузе

Классики и современники

Прошло почти шестнадцать лет с того памятного дня, когда Экибастуз посетил с единственным концертом поэт Евгений Евтушенко. С его именем как-то не вяжутся эпитеты «знаменитый», «гениальный», «великий». Евтушенко — поэт в полном смысле этого слова, творец до мозга костей. Поездка по постсоветскому пространству — словно возвращение в юность: Сибирь, где Евтушенко родился, Казахстан, где он трудился коллектором в геологоразведочной экспедиции и где заработал деньги на первую в своей жизни печатную машинку…
Наш город заинтересовал поэта в связи с причастностью к нему знакового писателя-диссидента Александра Солженицина. Евгений Евтушенко посетил Экибастуз трижды, но именно последний его приезд остался в памяти экибастузцев как самое яркое культурное событие десятилетия.
Стройный, энергичный, решительный, Евтушенко вышел на сцену в шелковой рубашке навыпуск с золотыми полосами и узорами, не простой, а от Версаче, обутый в белые огромные (47 размера) кроссовки. На пальцах — кольцо и огромный перстень. Такому имиджу поэт, желающий во всем выделяться из толпы, был верен с молодости.
Евгений Александрович сам режиссировал концерт, потратив изрядное время на репетицию, и явно волновался: будут ли местные артисты соответствовать его требованиям и помогут ли они ему воплотить задуманное.
Организаторы, оформлявшие сцену, украсили ее задник огромными цифрами 70. Поэт в свойственной ему ироничной манере распорядился поменять цифры местами, превратив юбилейное 70 в загадочное шпионское 07.
Концерт проходил в день ежегодной августовской городской конференции учителей, и ее участники получили приглашение на встречу с Евгением Евтушенко. Учителя, культработники, журналисты — зрительный зал наполнили понимающие, благодарные люди, которые жадно ловили каждое слово поэта, стараясь запечатлеть в памяти его образ.
Не дожидаясь, пока смолкнут приветственные аплодисменты, он прочел стихотворение, ставшее его визитной карточкой — «Со мною вот что происходит».

Концерт не был чисто литературным: поэт пел, танцевал на сцене, что было непривычно и волнующе. Вместе с экибастузской певицей ( и да, этой чести удостоилась я, Мария Гонтарь) он исполнил в сопровождении фортепиано песню Эдуарда Колмановского на слова Е.Евтушенко, ставшую народной, «Шумит река, в тумане тает…», грустную и нежную «Песню Лары» из фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго», которую он по такому случаю перевел на русский язык:
«Если, крича, плачу — почти навзрыд.
Словно свеча, Лара в душе стоит.
Мир пустоват без огонька в ночи.
И Пастернак с Ларой — как две свечи».


Чтение новых стихотворений, как правило, предварялось рассказом о том, что подвигло автора на их написание. Поэт делился воспоминаниями о детстве, юности, о памятной поездке в Казахстан, откуда он, послевоенный подросток, возвращался, сидя на крыше вагона в обнимку с мешком с конской колбасой и топленым маслом и с зашитой в штаны своей первой зарплатой. Он рассуждал о мире, о войне, о политике, о культуре, о судьбах цивилизации. И всегда его взгляд на вещи был оригинален и остроумен.
Евтушенко читал стихи под музыку: «Любимая, спи» на фоне «Колыбельной» Грига, «Посвящение Полю Робсону» в ритме народной песни «Полюшко-поле». А когда он читал стихотворение «Пятый битл», то по его команде включали музыку. И весь зал пел: «We all live in yellow submarine, yellow submarine, yellow submarine…».
Невероятная, артистичная манера чтения завораживала слушателей, поэт воздействовал на публику, как гипнотизер. Отрывок из поэмы «Братская ГЭС», посвященный Стеньке Разину, стихотворение «Прощание с красным флагом» и многое другое зал неизменно встречал овацией.
Из Павлодара на встречу с поэтом приехал его хороший друг, художник Александр Бибин. Они познакомились в 1997 году, случайно, на творческом вечере Евтушенко в Павлодаре. Евгений Александрович заинтересовался художником и, пересмотрев десятки картин в его мастерской, поныне считает Александра Бибина одним из лучших художников современности.
Заключительной точкой того невероятного действа стало исполнение «Вальса о вальсе», которое поддержали все зрители. Поэт с микрофоном в руке спустился в зал и некоторые дамы удостоились чести быть приглашенными мэтром на танец.
Экибастузцы буквально осыпали поэта цветами. Многие принесли с собой томики стихов, на которых он оставил свои автографы.
«Я прорвусь в двадцать первый век.
Я понадоблюсь в нем, как в двадцатом,
не разодранный по цитатам,
а рассыпанный по пацанятам
на качелях, взлетающих вверх».
М.ГОНТАРЬ.
Фото В.ФАДЕЕВА.