16 октября 2024, Среда

Как защищают права отцов в Беларуси

Опыт, проверенный временем

О том, что мой армейский сослуживец Виктор САМОХВАЛОВ из Минска занимается защитой прав отцов в отношении детей при разводе с жёнами, я узнал около года тому назад, хотя общаемся мы регулярно. Витя всегда жарко и взахлёб рассказывает о работе этой общественной структуры. По роду профессии Виктор инженер, но много работает как общественник и правозащитник, руководит скаутским движением и в целом человек очень позитивный и, что называется «движняковый». Проблемы наши с белорусами и россиянами схожие и всем понятные. Вот почему опыт белорусских общественников по защите прав отцов для нас бесценен.

— Витя, до момента, пока ты не рассказал мне о вашей деятельности, я, если честно, даже не задумывался, что проблема стоит настолько остро. Обычно общество и государство защищает права матерей. Однажды эта проблема в определённой степени зацепила и меня, но мы тогда с матерью моей дочери решили, что ребёнок ни при чём, и имеет право видеться и с мамой, и с папой. Как ты пришёл к этой теме?

— В том то и дело, что общество и государство зачастую принимают сторону мамы, женщина при разводе с мужчиной чаще считается жертвой. Хотя далеко не всё просто. Моя история началась как подобные истории десятков тысяч отцов — после двух лет супружества мы с женой развелись. У нас уже была дочка. Всё в этой жизни бывает. Взрослые люди могут надоесть друг другу, может исчезнуть взаимопонимание, пройти любовь… Ребёнок, как ты и говоришь, в этом не виноват. Я считаю себя не самым плохим отцом. Стараюсь всегда оценивать себя объективно, насколько это возможно. Не злоупотребляю, не так много вредных привычек. Мне можно доверить ребёнка. Но бывшая супруга вдруг в тот момент повела себя странно. Стала чинить препятствия нашему с дочерью общению, а в какой-то момент… лишила ребёнка моей фамилии. Вот тут терпение моё лопнуло. Не буду вдаваться в подробности, но фамилию свою я дочери вернул в установленном законом порядке, а чиновник, который помог маме моей дочери сменить ребёнку фамилию — был уволен из органов опеки. С бывшей женой мы впоследствии договорились, и давно нет никаких проблем в совместном участии в воспитании дочери… А вот результат меня вдохновил. К тому же оказалось, что рядом много вот таких пап, которые лишены возможности общаться с детьми.

И машина закрутилась. Хороший человек в своё время передал мне права на сайт по защите прав отцов, мы задружились с россиянами, стали вести большую работу, приглашаем и отцов Казахстана — присоединяйтесь. Проблемы у нас, действительно, одни.

— Спасибо за приглашение. Расскажи о деятельности вашей организации. Для нас это дело новое, не совсем привычное.

— Это российское движение, к которому примкнули мы, отцы из Беларуси. Общественная организация МОРОО СРПОиД создана для формирования эффективных механизмов защиты прав отцов и детей и предотвращения дискриминации отцов по гендерному принципу. Одной из основных целей нашей организации является оказание помощи в защите прав отцов и детей.

Оказываем консультативную помощь отцам в реализации их родительских прав. Помогаем отстоять свои родительские права в судах, комиссиях, органах опеки. Помогаем отцам в подготовке к судебным и внесудебным экспертизам, рецензировании экспертиз. В сложных ситуациях наши специалисты могут подключиться к участию в качестве независимых инспекторов.

На сайте организации опубликованы принципы нашей миссии. Звучит это так.

«Общественная организация «Содействие реализации прав отцов и детей» создана на добровольной основе ответственными отцами, объединившимися для:

— формирования эффективных механизмов защиты прав отцов и детей;

— пресечения случаев психического и физического насилия над детьми;

— предотвращения дискриминации отцов по гендерному принципу;

— достижения реализации в правоприменительной практике конституционных принципов равенства граждан (мужчин и женщин) перед законом и судом, равенства прав и обязанностей родителей;

— ликвидации правоприменительного принципа «яжемать»;

— достижения реализации прав ребёнка на проживание с тем родителем, с которым ребенку лучше проживать, исходя из объективных условий и интересов ребёнка;

— создания реальных возможностей осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка;

— внедрения в правоприменительную практику действенных способов восстановления детско-родительских отношений;

— пресечения случаев равнодушного отношения к судьбам детей, фактически лишённых своих отцов, со стороны государственных и иных органов, а также для достижения иных целей организации.

Понимая необходимость формирования гражданского общества, частью которого должны стать добросовестные и ответственные за своих детей отцы (ответственные отцы), обладающие необходимыми знаниями и эффективными механизмами защиты своих родительских прав, позволяющим в полной мере реализовать и защитить права и интересы их ребенка; исходя из растущего понимания отцами систематического нарушения их прав в правоприменительной практике, что влечёт за собой непоправимый вред правам и интересам их детей, учащению случаев психического и физического насилия над детьми, полного устранения отца от участия в воспитании ребёнка и решении вопросов получения ребёнком образования, лишения права отца и ребёнка на обоюдное общение, утрату родственных связей между отцом и ребёнком; учитывая возрастающую роль, которую играют общественные организации в жизни нашего общества и страны, и отсутствие общественной организации на деле, а не на словах, защищающей права отцов и их детей; подчеркивая первостепенное значение объединения усилий ответственных отцов в целях предотвращения и урегулирования семейных конфликтов, правового беспредела в отношении отцовства и детства, обеспечения защиты прав и интересов детей, а также создания объективных условий для реализации отцами своих родительских прав и обязанностей; отмечая главенствующую роль норм международных права, Конституции, Семейного кодекса по вопросам защиты прав отцов и детей над сложившейся правоприменительной практикой, основанной на правовом нигилизме, гендерной солидарности и правовой безграмотности чиновников; рассматривая счастливое детство наших детей как свою главную задачу и стремясь увеличить вклад ответственных отцов в осуществление выше поставленных высоких целей и принципов, мы объединились и прилагаем наши силы для достижения вышеуказанных целей нашей миссии».

Вот так длинно и обстоятельно (смеётся, — авт.), но зато учтено главное.

— Если говорить об успехах вашего сообщества на сегодня — каковы они?

— Буквально на прошедшей неделе мы восстановили в правах в отношении детей четверых отцов. И таких дел у нас много. Хочу ещё раз подчеркнуть: далеко не все женщины при разводе пытаются получить единоличную власть над ребёнком. Есть очень много умных, понимающих мам. Главное, чтобы мама и ребёнок видели, что отец, при всём понимании необратимости ситуации, был решительно настроен принимать участие в воспитании и судьбе детей. Тогда всем будет хорошо.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото из архива В.Самохвалова.

(Pro aris et focis* — За алтари и очаги).