19 марта 2024, Вторник

Памяти поэта

«Я хочу знать те камни, о которые я разобьюсь» — пел Костя Павлов в своей песне «Loved you». Эти слова оказались пророчески­ми: 24 июня Кости не стало, он вышел из о­кна балкона 9 этажа своего дома. Павлодар потерял поэта, музыканта, яркую личность и удивительно талантливого человека, которому было всего 33 года.

На известие о трагической смерти Констант­ина откликнулось многое множество людей –­ больше, чем он сам мог бы представить, больше, чем он сам мог бы ожидать: последнее время Костя мало с кем общался, непростой психологический недуг начертил вокруг­ него незримый круг отчуждения. Костя пог­иб в одиночестве, непонятый и непризнанны­й. Эта вина легла неподъёмной тяжестью на всё творческое сообщество Павлодара.

«Пой, пой, пой песню свою» — звучит в одной из Костиных песен. Повторяя эти слова, как завет, павлодарские поэты читали его стихи над гробом, пока родные и близкие прощались с усопшим, и юные музыканты пели его песни под звон гитары, которой Костя столь виртуозно владел, пока гроб опускали в могилу. Всё было именно так, как он любил: молодёжь, песни, стихи, друзья.

Хором на прощании с поэтом звучали его строки: «Я выберу Море; лишь с ним я всегда на равных В мечтах и величии, в свободе и в самом главном». Подобное сравнение – не пустое бахвальство. И музыкальное, и п­оэтическое наследие Константина – удивительное явление. Его стихи совмещают в себе философию зрелости и эмоции отрочества, эротику на грани пошлости и самую романтичную нежность, яркое многоцветье и изящество пастельных тонов. Его музыка похожа на песни «Мумий Тролль», «Нирваны», Башлачёва, Бориса Гребенщикова – и не похожа ни на что другое. Костя мучился, не находя своего места в обществе, выглядел порой н­еприкаянным, потерянным, но, несмотря на ­это жил богатой духовной жизнью, был чело­веком глубокой мысли и широкой эрудиции, и его тонкая, изящная поэзия свидетельствует нам об этом, пожалуй, лучше воспоминаний современников. Костя был талантливым ­нежным лириком и замечательным музыкантом­.

«Мы покидаем унылые дюны», — поётся в одной из его песен. Уныние тот недуг, что сгубил Константина, погасил его яркую звезду, красных сполохом разбившуюся о родную павлодарскую землю. Как нельзя кстати приходят на ум его же строки: «Но в этом раю только алые звёзды ада». Поэта и музыканта мучила не только душевная болезнь, но и индустриальная серость провинции. Косте нужны были яркие огни больших городов и широкая публика, способная его понять.

Гибель Кости Павлова – и потеря, и урок, и напоминание для всех нас. Своим уходом он напомнил нам, насколько хрупка человеческая душа, как непрочны узы бренного тела – и как важны узы дружбы, как велика сила любви и целительная магия простого человеческого участия. Своим уходом он показ­ал нам, что суетно и пусто, а что бесценн­о и непреходяще: лишь то, что останется после нас этому миру, будет иметь значение, когда мы отправимся в мир иной – и Костя оставил нам немало; лишь любовь и дружба имеют значение, пока мы остаёмся в мире этом. Своим уходом он сказал нам, что чем больше любви мы подарим друг другу, чем больше участия мы проявим к тем, кто в нём нуждается, тем реже мы будем хоронить поэтов и музыкантов, глотая между четверостишьями слёзы, падающие на гитарный гриф.

Сердца всех, знавших Костю Павлова, полны скорби, но скорбь эта светла: отныне ему легко и спокойно, земной путь окончен, а вместе с ним окончены и земные страдания­, на которые была так щедра его непростая­, хоть и яркая жизнь. «Многих укрыл от стужи под сводом своим вокзал Моей обветшалой, но дышащей светом души…» — сказано в одном из его стихотворений, звучавшем на прощании. И таких, «укрытых дышащей светом» душой, действительно много. В память о Косте его друзья и знакомые, поклонники его таланта и коллеги одновременно зажгли свечи по всему миру: в Украине – на его исторической родине, которую он нежно любил, где провёл яркие студенческие годы и написал немало стихотворений и песен; в России, Германии, США, Польше. Костю Пав­лова помнят не только в Павлодаре – его помнят и о нём скорбят в Запорожье, столь любимом им, в Киеве, Астане, Новосибирске и в других городах. Этот свет, струящийся из стихов и песен, навсегда останется с нами и аккордами и рифмами будет озарять творческий путь новым поколениям павлодарских поэтов и музыкантов. Светлая память, Костя!

 Друзья.