9 декабря 2024, Понедельник

Тимур Кулибаев: «Оценку эффективности мер поддержки должен дать сам бизнес»

Глава Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»

Тимур Кулибаев, предваряя встречи, которые продлились четыре дня (с 15 по 18 сентября), рассказал о мерах, которые предприняла палата в целях поддержки бизнеса в период ЧП, локдауна и посткарантинный период. Во встречах приняло участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана.

Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопрос налогообложения и защиты собственного рынка и др.

— По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог — 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным, — прокомментировал Тимур Кулибаев.

Более сотни проблемных вопросов были взяты в работу правлением Национальной палаты и директорами регпалат.

В ходе встречи опять поднимался вопрос повышения тарифов абонентской платы за пользование ИСС «Qoldau», который уже ранее озвучивался бизнесом в ходе совещания по развитию регионов страны под председательством премьер-министра. С 1 июня повышен тариф абонентской платы за пользование ИСС «Qoldau» в 3,7 раз. Повышение абонентской платы АО «Информационно-учетный центр» произвели в одностороннем порядке без согласования с СХТП, МСХ РК и НПП.

Предприниматели предлагают сделать альтернативу подачи заявки на субсидирование через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или через ИСС «Qoldau», а также предусмотреть возможность пользования программой бесплатно или же единовременный платеж раз в год.

Также предприниматели выдвинули предложение интегрировать портал государственных закупок с реестром СТ-KZ и индустриального сертификата.

Предприятиям промышленного сектора, вернувшимся в рабочий режим, зачастую приходится испытывать трудности с сопроводительными документами, в числе которых и сертификаты.

Не обошел стороной конструктивный разговор и тему пандемии.

До введения режима ЧП, в Павлодарской области действовало свыше 46 тысяч субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, в которых было занято более 138 тысяч человек, после снятия ограничения, на сегодня возобновили свою деятельность 45 тысяч предприятий с численностью работников более 134 тысяч человек. Общее количество субъектов предпринимательства с ограничительными мерами составляет 1 244 с численностью работников 11 588 человек.

«Один из вопросов, с которым обращаются предприниматели касается высоких требований Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг. Согласно Постановления Главного государственного санитарного врача РК предпринимателей обязали устанавливать дезинфекционные туннели, рамки в торговых центрах, домах, крытых рынках. Из обращений бизнеса видно, что требования Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг по соблюдению карантинных мер завышены и влекут дополнительные затраты со стороны предпринимателей. Стоимость дезинфекционных тоннелей составляет порядка 400 тыс. тенге. Кроме того, установка и эксплуатация дезинфекционных тоннелей влечет негативный характер и раздражение для посетителей торговых центров ввиду того, что обильно опрыскивает человека с головы до ног дезинфицирующим веществом», — говорит председатель Регионального Совета Павлодарской области Кобланбек Кожин.

Еще один проблемный вопрос бизнеса касается оплаты коммунальных услуг. В связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране, сложилась крайне сложная ситуация в сфере услуг, особенно для фитнес-залов и бассейнов, которые вынуждено приостановили свою деятельность с марта текущего года.

Однако монополисты не ослабляют требования по оплате коммунальных услуг для таких объектов за время простоя.

По итогам встреч планы работ региональных палат и центрального аппарата были скорректированы с учетом поступивших вопросов, которые теперь находятся на контроле председателя президиума и председателя правления.

— Уважаемые коллеги, я хочу Вас всех поблагодарить за активное участие в этой встрече. Мы договорились с правлением и дирекциями, чтобы они наладили информационное обеспечение членов региональных советов. Хотел бы попросить членов региональных советов, чтобы они вели анализ региональных проблем бизнеса, понимали самочувствие бизнеса, а также знали, какие сектора пострадали. Вы знаете, что правительство предложило ряд мер по поддержке бизнеса. Те меры, которые мы предложили как НПП, они сегодня реализуются. Надо посмотреть эффективность реализации. Там, где меры неэффективные или невостребованные, мы должны быстро корректировать, поэтому для нас очень важен обмен мнениями, который мы с Вами проводим. Считаю, что оценку эффективности программ по поддержке бизнеса должен дать сам бизнес.  Формат онлайн-встреч эффективен, поэтому мы планируем в ближайшее время провести встречи с членами отраслевых комитетов президиума, — подчеркнул в конце серии встреч Тимур Кулибаев.