6 декабря 2020, Воскресенье

Александр УСТЮГОВ о ролях Чапаева и Базарова и о новых работах в кино

Интервью с информативным поводом

Этот год — юбилейный, 20-й с момента премьеры спектакля «Чапаев и пустота» по произведению Виктора Пелевина в постановке Павла Урсула. Вместо исполнителя одной из главных ролей Михаила Ефремова в спектакль вводят нашего земляка Александра Устюгова. Обновлённый спектакль представят на суд зрителей 22 октября в КЦ «Меридиан» (Москва), а затем, как ни печально, начнётся прощальный тур. Накануне тура Александр Устюгов ответил на наши вопросы.

— Александр, экибастузцы внимательно следят за тем, как развивается ваша карьера, за новыми ролями в кино. К сожалению, мы практически не знакомы с вашими театральными работами. А тут такая новость – вас вводят на роль в спектакле по пьесе самого Виктора Пелевина, которую до этого исполнял Михаил Ефремов. «Чапаев и пустота» — легендарный спектакль. В нынешнем году постановке 20 лет. С одной стороны, такая роль – большая удача. С другой, наверное, вам не совсем просто, учитывая, при каких обстоятельствах вы получили эту роль. Что вы испытали, когда режиссёр сделал вам такое предложение? Как это происходило?

— Да, спектаклю 20 лет. Были запланированы четыре выступления: гастроли в Москве, Питере, Екатеринбурге… Я доигрываю спектакль… Это не совсем полноценный ввод. Просто я буду завершать жизнь именно этой постановки… Билеты проданы, зрители должны прийти, а ситуация, которая сложилась с Михаилом Ефремовым, могла сорвать спектакли. Я не обрадовался этой возможности, просто выручаю своих товарищей, которые позвонили и сказали, что нужно сыграть эти спектакли. Такая театральная солидарность — и всё…

— Репетиции спектакля уже идут? Как складываются ваши отношения с партнёрами?

— Практически со всеми актёрами я был знаком. Со многими — очень давно. С кем-то пересекались в сериалах, с кем-то — на театральных подмостках… Отношения складываются хорошие. Репетиции ещё не идут. Я мотаюсь между Питером и Москвой, всё время занято съёмками. Первые репетиции начнутся 1 или 3 октября, когда я появлюсь в Москве и буду более свободен. Будем стараться встречаться регулярно и репетировать.

— Вы помните, как познакомились с этой пьесой в первый раз? Давно ли интересуетесь творчеством Пелевина? Как относитесь к его произведениям? На ваш взгляд, какое место Пелевин занимает в современной литературе? Будете ли вы встречаться с ним лично? Имеет ли Пелевин отношение к утверждению вас на роль в спектакле?

— Лично с Пелевиным я не знаком. К утверждению меня на роль он не причастен. С его творчеством, естественно, знаком. Читал его произведения с 90-х. Тогда был взлёт его популярности. Конечно, читал «Чапаева и пустоту». Сейчас перечитал. Освежил для себя какие-то моменты. Пьеса, разумеется, отличается от первоисточника, но на то он и театр.

— Некоторое время тому назад я посмотрел замечательную киноверсию романа «Отцы и дети» Авдотьи Смирновой. С вами в главной роли. Вы открылись для зрителей с совершенно неожиданной стороны. Игра блестящая. Чем вам близок Базаров? Легко ли было работать с режиссёром и партнёрами? Какие моменты съёмочного процесса особенно запомнились?

— «Отцы и дети» — отдельная тема. Люблю эту работу, люблю это время. Авдотья Андреевна Смирнова предложила мне сыграть Базарова в тот самый момент, когда я практически год работал над ролью Тургенева в театре по пьесе Тома Стоппарда «Берег Утопии». И как-то всё это легло на вспаханную почву. Я тогда перечитал много писем Тургенева, изучил какие-то аспекты его жизни и творчества, моменты, связанные с написанием романа «Отцы и дети»…  Я был размят… Авдотья Андреевна меня уговорила. Но я, если честно, всё-таки побаивался — произведение классическое. Понятно, что в следующие лет десять «Отцы и дети» снимать уже никто не будет. Школьники запомнят Базарова по этому воплощению. Но была отличная команда, потрясающий оператор — Райский… Мы снимали на плёнку в имении Тургенева в Спасско-Лутовиновом. Это было прекрасно, и за эту работу не стыдно.

— Если это не секрет, пару слов о новых предложениях в кино.

— Планов громадьё. В Петербурге снимается «Метод Михайлова». Это медицинская сага. Двадцать серий с элементами детектива. А в Москве — сериал про разведчиков «Миссия «Аметист». Это рабочее название. Параллельно готовится к выходу сериал «Киллер». Это та же команда, что снимала «Рикошет». Она, кстати, снимает «Рикошет-2». Вот такие события в ближайшее время. И есть предложения и проекты, о которых пока рано говорить, но и они потребуют моего времени и сил.

— Вы – лидер группы «Экибастуз». Регулярно даёте концерты. Экибастузцев всегда интересует: когда планируете приехать с концертом к нам?

— Всегда рады приезжать в Экибастуз. Мы бы хотели присутствовать на всех значимых праздниках, таких как День шахтёра, День города, День энергетика… К сожалению, никак не удаётся договориться с акиматом. Но, надеюсь, эти вопросы всё-таки решим. Чтобы в нашем гастрольном графике Экибастуз стоял ежегодно. Хотя бы два раза в год. Да, пока гастрольные туры по Казахстану и Сибири у нас планируются не очень просто. Верю, что всё наладится.

— Александр, огромное спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Приезжайте. Всегда ждём. Всегда рады.

— Хочу пожелать экибастузцам всего самого хорошего — счастья, здоровья, удачи и любви. Слово «здоровье» на данный момент самое главное, учитывая ситуацию с пандемией, закрытыми границами. Пусть этот кошмар побыстрее закончится. Чтобы мы опять ездили друг к другу в гости со спектаклями, концертами… Спасибо вам за внимание.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото из открытых источников.