25 апреля 2024, Четверг

Суровые будни казахстанского предпринимателя

Портрет на фоне

У меня есть постоянная клиентка, бизнес-вумен из небольшого провинциального городка, вопросами которой я занимаюсь с 2014 года. Пока мне удалось удовлетворить каждое ее обращение, но от этого становится не по себе. Почему? Дело в том, что она никогда не обращается с рядовыми проблемами. Каждый ее звонок или письмо – это всегда что-то из ряда вон выходящее. В общем, для меня она – это типичный предприниматель, который ежедневно должен воевать: с властью, с банком, с конкурентами – предпринимателю приходится постоянно бороться за существование и доказывать свою правоту.

Например, летом 2014 года в ходе работ по ремонту канализационных сетей рабочая бригада от городского акимата вскрыла асфальт перед ее кафе, раскурёчила канализацию и была такова. Что делать? Кафе без воды функционировать не может. Предпринимательница за свой счет отремонтировала канализацию, работа продолжилась, но асфальт остался вскрытым. Поначалу акимат кормил ее обещаниями восстановить дорожное покрытие, но в конце концов пошел на попятную.

В правилах благоустройства города есть пункт, где четко сказано: кто в ходе ремонтных работ дорожное покрытие снял, тот и должен его на место вернуть. В общем, еще пару месяцев ушло на препирания с акиматом, даже прокуратура внесла представление, а акиму хоть бы хны.

В итоге, пока наш главный не пригрозил в СМИ, что на всю республику начнет называть имена таких вот нерадивых чиновников, в акимате того города никаких движений не происходило. Через день или два после этого выступления к кафе подъехала бригада строителей и молча закатала асфальт. Вот такая вот интересная ситуация. Иногда достаточно просто пригрозить.

Дальше – больше. Предпринимательница открывала кафе, предварительно взяв кредит. Процент высокий, погашать нужно вовремя. Она сделала кафе круглосуточным, потому что основную кассу она делает как раз ночью: алкоголь, дискотеки, общение… драки. Город провинциальный, мест для досуга мало. Поэтому молодежь (да и не только) часто отдыхает у нее. Парни в том регионе горячие, а от горячительных напитков становятся еще горячее. Как следствие – многочисленные правонарушения, совершенные в кафе и – вызовы полиции.

В конце концов полиции надоело постоянно приезжать в кафе, и она стала «рекомендовать» предпринимательнице не работать ночью. Закон о торговле гласит, что предприниматель самостоятельно устанавливает свой рабочий график, поэтому эти «рекомендации» мягко говоря незаконны.

Я попытался сообщить об этом полиции, писал письма, но ответа не последовало никакого. Ну, есть закон о порядке рассмотрения обращений, в нем указаны сроки рассмотрения обращений – 15 дней, если больше, то надо уведомлять автора обращения о том, что срок продлевается. Ни о каком уведомлении речи не было. Пришлось жаловаться в прокуратуру, которая внесла на имя одного из начальников местной полиции представление об устранении нарушений законности. Тут же посыпались ответы органов полиции этого города – на казахском языке, на русском языке, а в третьем письме вообще была выписка всех правонарушений, совершенных в этом кафе, мол, не просто так мы эту кашу заварили.

В итоге, на какое-то время полиция отвязалась. Однако потом были и другие случаи, но я узнал о них лишь спустя достаточно продолжительное время. Оказывается, перед Днем Победы сотрудники полиции просто встали у дверей заведения и никого не впускали внутрь. Наверное так они считают нужно проводить профилактику правонарушений. 21 век на дворе, а методы средневековые. Вот они, доблестные блюстители порядка.

Но следующий случай – это одно из самых гнусных, что я встречал в своей практике.

Весной этого года в ее кафе дважды были распылены перцовые баллончики. Причем один раз – сотрудником полиции. У предпринимательницы, слава богу, в кафе стоят камеры, и этот инцидент был запечатлен. На видео четко видно, как люди буквально разбегаются прикрывая руками рты и носы. Департамент собственной безопасности МВД провел расследование и подтвердил вот эти вот бессовестные факты.

Теперь об этих «героях». На некоего Б., безработного, сначала было заведено административное дело (мелкое хулиганство), но впоследствии его деяния были переквалифицированы уже в уголовное правонарушение (хулиганство). В конце августа Б. был признан виновным и приговорен к 1 году ограничения свободы с привлечением к принудительному труду в размере 100 часов.

Второй, К., сотрудник полиции, отделался легким испугом – строгим выговором. Его руководство получило выговор. Интересно, деяния вроде бы идентичные, а наказания разные. Один теперь преступник, а второй как бы просто нарушитель трудовой дисциплины. Но может быть дело в том, что сотрудник полиции по Уголовному кодексу идет уже по другой статье – превышение власти или должностных полномочий с применением оружия или специальных средств, санкция намного строже – лишение свободы от 5 до 10 лет.

Вообще-то, в отношении К. проводилось досудебное расследование по этой статье, но оно было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения. Как мне сообщили в областной прокуратуре, законность этого решения в настоящее время проверяется районной прокуратурой. Я думаю, что дальше двигать это дело нет смысла – до поры до времени от нее отстанут. Вопрос только в том, сколько ждать новой выходки.

Вот это и есть портрет типичного казахского предпринимателя. Вот так и живет, а точнее выживает рядовой буржуа в любом городе или ауле нашей прекрасной и уродливой страны. Как бороться с таким произволом? Я не знаю. Проработав в Палате больше трех лет, я столько повидал, что уже ничему не удивляюсь. Наверное менять людей надо. Таких людей, кто на любой должности ищет для себя выгоды, источники незаконного дохода и иные преимущества. Но мне кажется, что таких у нас очень много, и потом их просто некуда будет девать.

А мне так хочется жить и растить детей в правовом Казахстане, быть уверенным, что если живешь по закону, то с тобой ничего плохого никогда не приключится. У нас же чтобы выжить – до сих пор надо двигаться по понятиям.

Шынгыс ТЕМИР,

управляющий директор,

директор департамента НПП «Атамекен».