20 апреля 2024, Суббота

Вернуть коллектор к жизни

Мнение инженера из Экибастуза

Живу и работаю в Экибастузе с 1970 года после окончания Горного института в г.Екатеринбурге. Прошел все этапы строительства крупных объектов угольной отрасли, включая объекты жилья и инфраструктуры. Судьба города не безразлична. Именно этим обстоятельством мотивировано мое обращение к вам.                                        Главный канализационный коллектор из железобетонных труб диаметром 1 м., проложенный по пр.Машхура Жусупа от 31 микрорайона до ул. Привокзальной находится в эксплуатационном режиме с 1969 года. Главная канализационная насосная станция ГКНС и аналогичный по конструктивным решениям коллектор от ул. Привокзальной до ул. Кунаева и далее до ГКНС находятся в работе с 1972 года. За прошедший период протечки в сетях водоснабжения и канализации привели к значительному повышению уровня техногенных вод в целом по городу. Грунт под влиянием таких вод размокал, что приводило к просадкам коллектора и разрушению бетона труб. Образовавшиеся при просадках так называемые «мешки» заилились, сечение труб местами уменьшилось до 40% от проектного, количество аварийных участков увеличилось. Пример тому — авария, произошедшая на пересечении улиц   М.Жусупа и  Пшенбаева в 2015 г., когда водопровод и сети канализации города не работали около  3-х суток. 

В настоящее время на карте Экибастуза появились и продолжают появляться новые объекты жилья в комплексе с детскими садами и школами; объекты здравоохранения, торговли, рестораны, гостиницы, автомойки, включая комплекс зданий учебно-технического центра (УТЦ) по ул. Беркимбаева. В таких условиях возникновение масштабных ЧП на аварийных участках коллектора в ближайшей перспективе более, чем вероятно.

Возникает вопрос «что делать?»

В  первую очередь необходимо усвоить, что все существующие и строящиеся ливневки, дренажи, в том числе дренаж УТЦ  стекаются в одну точку — в главный канализационный коллектор. Задача восстановления устойчивой работы этого весьма важного для жизнедеятельности города объекта заключается в выполнении его крупномасштабной реконструкции.

Ещё в 1992 году с учетом перспективы развития города по заказу Производственного    объединения «Экибастузуголь»  проектным институтом «Павлодаргражданпроект» были выполнены изыскания, разработан и согласован с городскими властями проект «Реконструкция сооружений  канализации в г.Экибастузе». Основные решения проекта:

1 этап

Разгрузка аварийного участка коллектора от ул. Ауэзова до ул. Привокзальной и его работа в щадящем режиме за счет строительства:

—  новой канализационной насосной станции по ул. М. Жусупа;

—  напорного коллектора из стальных труб диаметром 600 мм. от проектной  КНС до существующей ГКНС;

—  самотечного участка коллектора от существующего канализационного колодца на пересечении улиц М. Жусупа и М. Ауэзова до новой КНС.

2 этап

Реконструкцию существующего самотечного коллектора от 31 м-на до ул. Привокзально            й выполнять  по необходимости.

В 1993 году в связи с высоким уровнем грунтовых вод, близким соседством жилого  дома №21/1 по ул.М. Ауэзова с КНС и значительным размером котлована объединением «Экибастузуголь» был заключен договор с комбинатом «Карагандашахтострой на строительство приемного колодца КНС глубиной 12 м. диаметром до 10 м способом «замораживания пород» с расположением верхних элементов КНС  на 0,5 м. выше планировочной отметки.

В том же году на стационарном борту разреза «Северный» силами П/О «Экибастузуголь» было начато строительство трансформаторной подстанции; предприятием «Горэлектросеть» построена 2-хцепная   ВЛ 10 кВ от новой ТП до ТП проектной КНС. Из Караганды доставлено и смонтировано соответствующее оборудование; начато устройство приемного колодца насосной стации методом проходки вертикальных стволов.

К сожалению, разразившийся экономический и политический форс-мажоры отодвинули работы по объектам канализации на задний план и были остановлены по причине отсутствия финансирования. Пройденный до отметки минус 10м. приемный колодец заполнили грунтовые воды. В целях обеспечения безопасности по его устью смонтирован металлический настил, на котором разбит цветник…

С учётом необходимости обеспечения нормального функционирования канализационных сетей города, в начале 2020 г. предложен для рассмотрения вариант восстановления коллектора методом санации.

Таких методов существует несколько, но принят только один из них в меньшей степени связанный с проведением земляных работ и разрушением асфальтного покрытия.

Суть метода:

1.1. На наиболее изношенных участках коллектора вскрытие 2-х смежных канализационных             колодцев для освидетельствования их размеров на возможность монтажа и работы             технологического оборудования, а также расположения рабочих мест для строительного персонала. При недостаточных размерах колодца, что имеет место по всем участкам             коллектора, часть существующих ж/б колец демонтировать и расширить участок предстоящих работ с разборкой асфальтного покрытия.

1.2.  Осушение участка ремонта способом перекачки стоков высокопроизводительной помпой по трубной перемычке из колодца, находящегося по уклону выше аварийной зоны, в колодец расположенный ниже зоны ремонта.

1.3.  Установка на аварийном участке заглушек в трубах коллектора.

  1. Последовательность выполнения работ (в качестве примера):

2.1   Протяжка троса технологической лебедки в трубе между смежными колодцами;

2.2   Удаление из рабочей зоны оставшихся стоков;

2.3   Тщательная очистка внутренних стенок стальной щеткой;

2.4   Вывоз продуктов очистки;

2.5   Проверка телероботом стенок трубы на предмет оценки их состояния;

2.6   Протаскивание тросом лебедки водостойкого из спец. материала рукава проектного диаметра,        создающего под влиянием напора и ультрасветового облучения прочный кожух плотно прилегающий к внутренней поверхности труб коллектора;

2.7   Восстановление колодцев и запуск в работу санированного участка;

2.8   Обратная засыпка пазух колодцев несжимаемым грунтом (щебень ГОСТ 32703-2014), с трамбовкой и восстановление благоустройства.

На участках с имеющими место просадками:

2.1.1  Удаление асфальтного покрытия по всей длине аварийного участка;

2.1.2  Отрывка траншеи до отметки низа трубы коллектора (при глубине расположения труб от 3-х и более метров применение спец. методов по креплению обводненных стенок траншеи);

2.1.3  Демонтаж в полном объеме ж/б конструкций на участке санации;

2.1.4  Послойная засыпка и трамбовка в основание траншеи щебня до достижения проектной    прочности основания и проектной высотной отметки низа трубы;

2.1.5  Монтаж новых предварительно санированных ж/б конструкций;

2.1.6  Обратная засыпка пазух и верхней сферы труб несжимаемым грунтом послойно с трамбовкой и укаткой до проектной отметки корыта дорожного покрытия;

2.1.7  Восстановление благоустройства.

Предложение автора по решению проблемы:

  1. Существующий приемный колодец КНС осушить. По размерам колодца изготовить емкость из стали 20 или 09Г2С (обе марки по стойкости к коррозии равнозначны). Опустить изделие в колодец;
  2. Выполнить и реализовать проектные решения по завершению строительства КНС;
  3. Участок самотечного коллектора от существующего колодца по ул. Машхура Жусупа до КНС и напорного от КНС до ГКНС выполнить из пластиковых труб, (поставщик – Степногорск), диаметр труб решить проектом.
  4. Коллектор выполнить с небольшим заглублением в грунт; переход через улицы решить проколом с защитой труб металлическим кожухом. Расположение трассы с учетом плотности  застройки и сложности исполнения скорректировать: пройти от новой КНС по ул. Ауэзова до  ул. Кунаева и далее по Кунаева до ГКНС.

По предлагаемым решениям проблемы организовать на уровне акимата общественные слушания с участием представителей заказчика, проектировщика, подрядчика и других заинтересованных организаций.

Басюк В. М.,

горный инженер, маркшейдер,

Почётный работник угольной промышленности РК,

активист ОО «Защита окружающей среды» г. Экибастуза.