Живу и работаю в Экибастузе с 1970 года после окончания Горного института в г.Екатеринбурге. Прошел все этапы строительства крупных объектов угольной отрасли, включая объекты жилья и инфраструктуры. Судьба города не безразлична. Именно этим обстоятельством мотивировано мое обращение к вам. Главный канализационный коллектор из железобетонных труб диаметром 1 м., проложенный по пр.Машхура Жусупа от 31 микрорайона до ул. Привокзальной находится в эксплуатационном режиме с 1969 года. Главная канализационная насосная станция ГКНС и аналогичный по конструктивным решениям коллектор от ул. Привокзальной до ул. Кунаева и далее до ГКНС находятся в работе с 1972 года. За прошедший период протечки в сетях водоснабжения и канализации привели к значительному повышению уровня техногенных вод в целом по городу. Грунт под влиянием таких вод размокал, что приводило к просадкам коллектора и разрушению бетона труб. Образовавшиеся при просадках так называемые «мешки» заилились, сечение труб местами уменьшилось до 40% от проектного, количество аварийных участков увеличилось. Пример тому — авария, произошедшая на пересечении улиц М.Жусупа и Пшенбаева в 2015 г., когда водопровод и сети канализации города не работали около 3-х суток.
В настоящее время на карте Экибастуза появились и продолжают появляться новые объекты жилья в комплексе с детскими садами и школами; объекты здравоохранения, торговли, рестораны, гостиницы, автомойки, включая комплекс зданий учебно-технического центра (УТЦ) по ул. Беркимбаева. В таких условиях возникновение масштабных ЧП на аварийных участках коллектора в ближайшей перспективе более, чем вероятно.
Возникает вопрос «что делать?»
В первую очередь необходимо усвоить, что все существующие и строящиеся ливневки, дренажи, в том числе дренаж УТЦ стекаются в одну точку — в главный канализационный коллектор. Задача восстановления устойчивой работы этого весьма важного для жизнедеятельности города объекта заключается в выполнении его крупномасштабной реконструкции.
Ещё в 1992 году с учетом перспективы развития города по заказу Производственного объединения «Экибастузуголь» проектным институтом «Павлодаргражданпроект» были выполнены изыскания, разработан и согласован с городскими властями проект «Реконструкция сооружений канализации в г.Экибастузе». Основные решения проекта:
1 этап
Разгрузка аварийного участка коллектора от ул. Ауэзова до ул. Привокзальной и его работа в щадящем режиме за счет строительства:
— новой канализационной насосной станции по ул. М. Жусупа;
— напорного коллектора из стальных труб диаметром 600 мм. от проектной КНС до существующей ГКНС;
— самотечного участка коллектора от существующего канализационного колодца на пересечении улиц М. Жусупа и М. Ауэзова до новой КНС.
2 этап
Реконструкцию существующего самотечного коллектора от 31 м-на до ул. Привокзально й выполнять по необходимости.
В 1993 году в связи с высоким уровнем грунтовых вод, близким соседством жилого дома №21/1 по ул.М. Ауэзова с КНС и значительным размером котлована объединением «Экибастузуголь» был заключен договор с комбинатом «Карагандашахтострой на строительство приемного колодца КНС глубиной 12 м. диаметром до 10 м способом «замораживания пород» с расположением верхних элементов КНС на 0,5 м. выше планировочной отметки.
В том же году на стационарном борту разреза «Северный» силами П/О «Экибастузуголь» было начато строительство трансформаторной подстанции; предприятием «Горэлектросеть» построена 2-хцепная ВЛ 10 кВ от новой ТП до ТП проектной КНС. Из Караганды доставлено и смонтировано соответствующее оборудование; начато устройство приемного колодца насосной стации методом проходки вертикальных стволов.
К сожалению, разразившийся экономический и политический форс-мажоры отодвинули работы по объектам канализации на задний план и были остановлены по причине отсутствия финансирования. Пройденный до отметки минус 10м. приемный колодец заполнили грунтовые воды. В целях обеспечения безопасности по его устью смонтирован металлический настил, на котором разбит цветник…
С учётом необходимости обеспечения нормального функционирования канализационных сетей города, в начале 2020 г. предложен для рассмотрения вариант восстановления коллектора методом санации.
Таких методов существует несколько, но принят только один из них в меньшей степени связанный с проведением земляных работ и разрушением асфальтного покрытия.
Суть метода:
1.1. На наиболее изношенных участках коллектора вскрытие 2-х смежных канализационных колодцев для освидетельствования их размеров на возможность монтажа и работы технологического оборудования, а также расположения рабочих мест для строительного персонала. При недостаточных размерах колодца, что имеет место по всем участкам коллектора, часть существующих ж/б колец демонтировать и расширить участок предстоящих работ с разборкой асфальтного покрытия.
1.2. Осушение участка ремонта способом перекачки стоков высокопроизводительной помпой по трубной перемычке из колодца, находящегося по уклону выше аварийной зоны, в колодец расположенный ниже зоны ремонта.
1.3. Установка на аварийном участке заглушек в трубах коллектора.
- Последовательность выполнения работ (в качестве примера):
2.1 Протяжка троса технологической лебедки в трубе между смежными колодцами;
2.2 Удаление из рабочей зоны оставшихся стоков;
2.3 Тщательная очистка внутренних стенок стальной щеткой;
2.4 Вывоз продуктов очистки;
2.5 Проверка телероботом стенок трубы на предмет оценки их состояния;
2.6 Протаскивание тросом лебедки водостойкого из спец. материала рукава проектного диаметра, создающего под влиянием напора и ультрасветового облучения прочный кожух плотно прилегающий к внутренней поверхности труб коллектора;
2.7 Восстановление колодцев и запуск в работу санированного участка;
2.8 Обратная засыпка пазух колодцев несжимаемым грунтом (щебень ГОСТ 32703-2014), с трамбовкой и восстановление благоустройства.
На участках с имеющими место просадками:
2.1.1 Удаление асфальтного покрытия по всей длине аварийного участка;
2.1.2 Отрывка траншеи до отметки низа трубы коллектора (при глубине расположения труб от 3-х и более метров применение спец. методов по креплению обводненных стенок траншеи);
2.1.3 Демонтаж в полном объеме ж/б конструкций на участке санации;
2.1.4 Послойная засыпка и трамбовка в основание траншеи щебня до достижения проектной прочности основания и проектной высотной отметки низа трубы;
2.1.5 Монтаж новых предварительно санированных ж/б конструкций;
2.1.6 Обратная засыпка пазух и верхней сферы труб несжимаемым грунтом послойно с трамбовкой и укаткой до проектной отметки корыта дорожного покрытия;
2.1.7 Восстановление благоустройства.
Предложение автора по решению проблемы:
- Существующий приемный колодец КНС осушить. По размерам колодца изготовить емкость из стали 20 или 09Г2С (обе марки по стойкости к коррозии равнозначны). Опустить изделие в колодец;
- Выполнить и реализовать проектные решения по завершению строительства КНС;
- Участок самотечного коллектора от существующего колодца по ул. Машхура Жусупа до КНС и напорного от КНС до ГКНС выполнить из пластиковых труб, (поставщик – Степногорск), диаметр труб решить проектом.
- Коллектор выполнить с небольшим заглублением в грунт; переход через улицы решить проколом с защитой труб металлическим кожухом. Расположение трассы с учетом плотности застройки и сложности исполнения скорректировать: пройти от новой КНС по ул. Ауэзова до ул. Кунаева и далее по Кунаева до ГКНС.
По предлагаемым решениям проблемы организовать на уровне акимата общественные слушания с участием представителей заказчика, проектировщика, подрядчика и других заинтересованных организаций.
Басюк В. М.,
горный инженер, маркшейдер,
Почётный работник угольной промышленности РК,
активист ОО «Защита окружающей среды» г. Экибастуза.