26 июля 2021, Понедельник

Альтернативы развитию ГЧП в Казахстане нет

Эксперт -- предпринимателям

В последние несколько лет в Казахстане активно развивается государственно-частное партнёрство (ГЧП), этот термин часто встречается в публикациях и телеэфирах СМИ. Активный рост ГЧП-проектов прежде всего связан с принятием в 2015 году Закона «О ГЧП». Итак, что же такое ГЧП и каков его потенциал для нашего города -- мы бы хотели сегодня обсудить с Арманом Ермековичем Тлеубаевым – казахстанским экспертом в области государственно-частного партнёрства (ГЧП), руководителем консалтинговой компании ТОО «SmartInvest LS», экспертом Программы развития ООН в Казахстане и представителем экспертного сообщества в области ГЧП, уроженцем Экибастуза.

— Я рад приветствовать земляков и хочу пожелать в Новом году крепкого здоровья, успехов и всего хорошего!

Общепринятое определение ГЧП – это взаимодействие государства и бизнеса, с целью развития тех сфер (отраслей), в которых традиционно ответственность закреплена за государством, например, образование, медицина, транспорт, общественная инфраструктура, ЖКХ и т.д. Кстати, считаю, что одна из традиций казахского народа «Асар» – это и есть ГЧП, когда аул, род совместными усилиями решал общественные задачи для удовлетворения общественного спроса.

— Арман, что из себя представляет современный этап развития ГЧП?

— Причиной активного развития ГЧП в современном Казахстане, на мой взгляд, стали как внутренние факторы, так и внешние. К внутренним факторам можно отнести высокую долю участия государства в экономике, бюрократию, проблемы в системе государственного управления, неразвитость предпринимательского сектора, ограниченность бюджетных ресурсов, коррупцию и т.д. К внешним факторам, следует отнести прежде всего технологическую революцию Индустрия 4.0, цифровизацию, развитие инноваций и конкуренцию на финансовых рынках. Поэтому развитие ГЧП стал одним из компонентов экономической политики в «Стратегии Казахстан-2050»

И если, традиционно ГЧП развивается в социальной сфере или в сфере общественных (публичных) интересов государства, то пандемия прошлого года, показала довольно любопытное явление – это то что, по сути не осталось, ни одной сферы (отрасли), которая бы не нуждалась в инструментах ГЧП.  Т.е. мы живем в новых реалиях, когда на смену капитализма приходит эра партнерства и не важно на каком уровне, главное это объединение усилий государства, бизнеса и общества в решении общественных и социально-значимых проблем.

Поэтому мой девиз — и я часто в своих выступлениях его упоминаю — «Альтернативы развитию ГЧП в Казахстане нет!». Кстати, именно развитие ГЧП, наиболее чётко обеспечивает те задачи, которые Президент поставил в своих посланиях. Это и «концепция слышащего государства», и «сильные регионы – сильная страна», борьба с коррупцией и бюрократией, эффективная экономика и МСБ, развитие человеческого потенциала. Здесь хотел акцентировать Ваше внимание, что помимо непонимания роли и сути ГЧП, ключевые барьеры выстраивают те силы, которые не заинтересованы в построении открытой и эффективной экономики, те кто привык осваивать госзакупки и не нести ответственность за качество своих работ.

У Экибастуза имеется огромный потенциал для развития ГЧП. Кстати, один из первых ГЧП проектов в Казахстане в сфере энергосбережения был реализован именно здесь в Екибастузе, когда усилиями частного сектора город получил обновленную систему городского освещения. Этот проект позволил сдвинуть с мертвой точки проекты по энергосбережению во всех областях Казахстана.

— ТОО «Экибастузтеплоэнерго» не раз высказывало желание смонтировать вторую турбину на Экибастузской ТЭЦ. Это позволило бы предприятию выработать и реализовать часть электроэнергии и начать реконструкцию без повышения тарифов. Один из вариантов – ГЧП, но есть какие-то непонятные препоны. Имеется ли возможность у ТОО «Экибастузтеплоэнерго» совместно с государством реализовать этот проект?

— Спасибо за вопрос. Да, конечно, может получиться отличный проект ГЧП, каких-либо ограничений и запретов в Законе о ГЧП нет. Более того, помимо модернизации турбины ТЭЦ, в рамках проекта можно предусмотреть и решения по экологии, например, для сокращения выбросов, обновление основного оборудования и т.д. Для того, чтобы реализовать проект ГЧП, который был бы в интересах акимата, населения и частника, необходимо внимательно изучить все вопросы, включая антимонопольное регулирование, технико-технологические, финансово-экономические аспекты проекта. Для этого требуется привлечь ведущих специалистов областного и городского акимата, отдельных министерств, консультантов в области ГЧП и депутатов. Хотел бы отметить, что подобные инициативы были и в других регионах, но думаю, все ждут Павлодарскую область, как энергетического лидера нашей страны. Дело за малым — подготовить проектную документацию, провести всесторонний анализ и обсуждение, в том числе с населением города и принять решение по данному проекту ГЧП. Акимат области и города, например, мог бы со своей стороны взять на себя решение отдельных вопросов, таких как, субсидирование тарифов для определённых категорий населения, компенсацию операционных расходов, например, проценты по займу, либо использовать возможности Фонда «ДАМУ», а также обеспечить гарантию потребления определённого объёма вырабатываемой электроэнергии, что позволит частному сектору привлечь займы от банков второго уровня на более льготных условиях. Кстати, очень много программ по зелёной экономике, в том числе по софинансированию из грантов и льготных кредитов от международных фондов и институтов развития.

Таким образом, каких-либо ограничений (препонов) — нет, проект целесообразнее реализовать в рамках Закона «О ГЧП», так как это сфера общественных интересов. Думаю, что сказывается отсутствие опыта и понимания в структуре проекта, однако этот вопрос акимат области может урегулировать путём формирования качественной проектной команды и привлечь экспертов в области ГЧП.

— Какие именно проекты в рамках ГЧП может реализовать МСБ? если не трудно — подскажите перечень и условия: что для этого нужно?

— Нашим Законом о ГЧП, предусмотрена широкая линейка возможных моделей ГЧП, но я хотел бы выделить несколько из тех, что, думаю, будут востребованы в городе. Это проекты по доверительному управлению и аренде государственного имущества по Закону о ГЧП (не путать с Законом о государственном имуществе), сервисные контракты ГЧП (например, энергомодернизация соцобъектов – школ, садиков, или сервисное обслуживание дорог внутри кварталов, включая ремонт и благоустройство, внедрение инноваций путём цифровых и ИТ решений и т.д.). Огромный потенциал и у проектов в области ЖКХ и экологии, в ближайшее время будут приняты законодательные акты и по развитию дополнительного образования (госзаказ), строительство и реконструкция социального (арендного) жилья, спортивной инфраструктуры, управление парками, скверами, очистка и озеленение, переработка ТБО и т.д., в общем все, что касается общественных пространств.

Что касается условий, то одной из проблем ГЧП является дефицит квалифицированных кадров и дефицит информации, а также бюрократия. Акимату города рекомендую запросить у акимата области соответствующие полномочия в рамках бюджета города по малым формам ГЧП и самостоятельно принимать решения по малым проектам ГЧП.

В этой связи, думаю, акимат Экибастуза мог бы ко Дню города организовать некий образовательный форум и привлечь экспертов в разных областях, включая ГЧП и зелёной экономики. Эксперты могли бы провести мастер-классы или семинары для чиновников акимата и представителей МСБ. Думаю, это будет полезное мероприятие, которое позволит выработать алгоритм взаимодействия государственных органов и бизнеса, конечно же при информационной поддержке экибастузских СМИ. Я также готов откликнуться на приглашение акима города и принять участие в семинаре в области ГЧП для своих земляков. Кстати, многие экибастузцы являются ведущими специалистами или экспертами в различных областях экономики, и в строительстве, и в финансовых структурах, типа МФЦА, в транспорте и т.д., думаю, надо наладить информационную работу и всех пригласить для обсуждения перспектив развития нашего города.

 — Одной из моделей ГЧП является доверительное управление государственным имуществом, совсем недавно утверждён новый Комплексный план приватизации на 2020-2025 годы, но почему то, не предусмотрена возможность передачи на начальном этапе через ГЧП, как в ранее действующем плане на 2016-2020 годы, как вы думаете почему, например, это же актуально для соцобъектов?

— Совершенно верно, и мы как эксперты неоднократно указывали на важность развития модели ГЧП на условиях Закона «О ГЧП», но к сожалению история ничему не учит наших чиновников из министерств. Сколько было публикаций в СМИ о несправедливых и непрозрачных схемах приватизации различных гособъектов, в том числе соцобъектов, которые, как правило, лоббируются теневым сектором экономики и коррупционерами. Думаю, в ближайшее время прояснится и этот вопрос и, пользуясь случаем, рекомендую этот вопрос обсудить с депутатами маслихата и Мажилиса от Павлодарской области, чтобы включили пункт о развитии модели доверительного управления посредством Закона ГЧП на начальной стадии приватизации, чтобы защитить интересы государства и общества от недобросовестных участников рынка.

— Кто в моногородах, например, в Экибастузе является администратором программы ГЧП, какими полномочиями наделены эти учреждения и сотрудники? Куда бизнесмены могут обращаться с претензиями и критикой?

— Какой-либо отдельной программы ГЧП нет, администратором или государственным партнёром в проектах ГЧП выступает Республика Казахстан, от имени которой действуют государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пятьдесят и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акций, которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор государственно-частного партнерства.

В целом проекты ГЧП делятся на два уровня: республиканские и местные на уровне области. Поэтому в проектах ГЧП основным государственным партнёром выступает какое-либо областное управление, и одновременно вторым госпартнёром может выступать и отраслевой городской отдел акимата города. Кроме того, считаю, что по малым формам ГЧП именно акимат города может самостоятельно выступать государственным партнёром в рамках бюджета города.

В этой связи акимату города необходимо отработать с акиматом области делегирование определённых прав по каждой отрасли (сфере) по каждому отделу акимата, утвердить соответствующим решением назначение отдела акимата города — государственным партнёром по каким-либо проектам ГЧП (малые формы) и предусмотреть соответствующую бюджетную программу, для выплат из бюджета по договорам ГЧП (при наличии таковых).

— Немного об истории возникновения ГЧП, или Программы развития ГЧП. В Интернете есть много материалов по теме, но хотелось бы выслушать вас как эксперта.

— История возникновения этого направления в современной экономике, часто связывают с политикой М.Тэтчер в Великобритании. «Тэтчеризм» — социальная, финансовая и экономическая политика в Великобритании в 1979–90 годы, основана на теории экономического либерализма: свободная конкуренция, сокращение роли государства в экономике, развитие малого и среднего бизнеса, повышение его экономической самостоятельности, личная инициатива и индивидуальная ответственность. Это позволило М.Тэтчер повысить устойчивость малого и среднего бизнеса, развить общественные институты, обеспечить эффективное использование ограниченных бюджетных средств и усилить качество государственного управления.

Вместе с тем, наш Экибастуз имеет и более поздний опыт в области ГЧП, это когда в начале прошлого столетия рудники и шахты Экибастуза были переданы в концессию российским и английским предпринимателям для дальнейшего освоения и развития, включая обеспечение топливом для многих отраслей. А как вы знаете, концессия — одна из старейших форм ГЧП, смысл которого заключается в передаче объектов, функций от государства в частный сектор, в обмен на инвестиции и качество оказываемых услуг.

В Казахстане в 2012 году была принята Программа развития ГЧП, результатом которой стало принятие Закона О ГЧП. Какой-либо отдельно государственной программы развития ГЧП нет, есть Стратегия -2050, согласно которой ГЧП – это один из компонентов экономической политики государства, и по сути является одним из вариантов реализации государственных инвестиционных проектов. Кроме того, во всех документах Системы государственного планирования РК (госпрограммы, программы развития регионов и т.д.) в качестве источника реализации тех или иных проектов указывается ГЧП наряду с бюджетными инвестициями. Также законодательством в области ГЧП предусмотрена и частная инициатива, а также возможность внедрения инноваций, что также является одним из преимуществ ГЧП.

Обращаю внимание уважаемых читателей газеты, что ряд ведущих экспертов и экономистов (Д.Рифкин, К.Шваб, С.Наделла, О.Ю.Мамедов и другие) в своих трудах неоднократно указывали на то, что новая экономика будущего будет построена на основе ГЧП. Поэтому альтернативы развитию ГЧП нет, нужно научить работать и чиновников, и бизнесменов и общественность работать на условиях партнерства на всех уровнях, то есть ГЧП!

 

Беседовал Игорь ТИМОШЕНКО.