13 мая 2021, Четверг

Экибастузский выпускник о дистанционном обучении

Наши учителя были к этому не готовы

Родительская общественность Казахстана оказалась вовлечена в достаточно жёсткую дискуссию с руководством министерства образования. Повод — препоны, с которыми столкнулись семьи учащихся школ, пожелавших получать дистанционное обучение в других странах.

Изучением вопроса активно занялись журналисты. Обозреватель издания «Деловой Казахстан» Андрей ЗУБОВ изложил свой взгляд на эту проблему: «В печальном ковидоносном 2020 году некоторые родители, чьи нервы не выдержали мук дистанционного образования, стали устраивать своих детей на онлайн-обучение в зарубежные школы (по разным оценкам таких родителей в Казахстане около 3000-4000 человек).

Возникла правовая коллизия. С одной стороны, согласно всем законам (Конституция РК, Закон «Об образовании» и т.д), казахстанские родители или законные представители «обязаны обеспечить получение детьми среднего образования в организациях образования Казахстана или международных школах, имеющих лицензию».

Угрозы и недовольство множились, и МОН РК выпустил специальный пресс-релиз. Цитата: «Ребёнок, являющийся гражданином Казахстана и постоянно проживающий на территории страны, получает среднее образование в школах, находящихся в стране. Это могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи или международные школы. Получение образования в дистанционном режиме в иностранных школах возможно в качестве дополнительного».

За 30 лет в должности министра образования и науки побывало 13 министров, многие из них были очень далеки как от образования, так и от науки, то есть о преемственности политики в минобразе не стоит и вспоминать.

О низком качестве учебников несколько раз говорили президенты страны, а первый президент – Нурсултан Назарбаев отметил: «Настоящая угроза – это не падение цен на минерально-сырьевые ресурсы, а риск снижения качества интеллектуального потенциала нации. Прежде всего, это касается образования. Здесь мы ещё серьёзно отстаем от развитых стран».

И ещё одна глобальная проблема нашего образования – низкий уровень подготовки учителей. В 2020 году в Национальном квалификационном тестировании по направлению «Общее среднее образование» из 32 463 педагогов пороговый уровень преодолели 14 869 (45,80%) преподавателей. Комментарии, как говорится, излишни.

Резюмируя ситуацию, можно сказать, что и чиновники от образования, и родители, и, что самое главное, сами учащиеся попали в крайне затруднительное положение.

Мы, в свою очередь, решили поинтересоваться мнением о проблеме выпускника прошлого года одной из экибастузских школ. Чего греха таить, в таких ситуациях мы, взрослые, как правило, меньше всего озабочены мнением самих детей — самой страдающей стороны всех неразумных игр, затеянных минобразом. Недавно в диалоге со мной в соцсетях одна дама от образования искренне удивлялась: «Вы, в самом деле, собираетесь советоваться по таким вопросам с детьми?!». Подобный неразумный взрослый снобизм лично меня всегда ставит в тупик.

Среднюю школу  Кирилл окончил в 2020 году. Учился стабильно хорошо. Парень очень серьёзный, эрудированный, имеющий свою точку зрения по многим вопросам. Разумеется, прошёл и все этапы дистанционного обучения, связанного с карантином.

— Кирилл, насколько удобно лично тебе было обучаться дистанционным методом? Сразу ли всё получилось? Какие проблемы возникали в процессе перехода на непривычную форму обучения?

— Если честно, то поначалу всё было очень весело: в школу ходить не надо, времени свободного, конечно, больше, получать хорошие оценки легче. Тогда мы с одноклассниками думали, что это лучший способ обучения. Но прошло какое-то время, и наше мнение поменялось. Во-первых, стали скучать друг за другом — всё-таки понимали, что класс выпускной, и потом мы будем реже видеться. Во-вторых, не секрет, что с начала дистанционного обучения не всё было гладко. К такой форме не были готовы ни мы, ни учителя, ни родители.

— Вы с ребятами-одноклассниками обсуждали проблемы дистанционного обучения? Что говорили твои друзья? Устраивало ли вас качество преподавания? Что учителя делали не так? К чему они не были готовы?

— Конечно, обсуждали. Тут есть несколько моментов. Первый технический. Понятно, что для дистанционного обучения нужны компьютеры, ноутбуки…У всех семей разный уровень достатка. В одной — на каждого ребёнка и компьютер, и планшет, и ноут, и айфон, а в другой старенького «железа» нет… И, естественно, не получилось сразу обеспечить всех школьников компьютерами. Потом обнаружились проблемы со связью: Интернет в Казахстане неплохой, но не совершенный. Вылезли недочёты с программным обеспечением. Много материала нам было необходимо искать самостоятельно. Плохого в этом ничего нет, но при «живом» обучении в классе эти проблемы решаются проще. В процессе учёбы мы, ведь, и сами подтягивали друг друга, помогали… И, не хочу никого обидеть, но уровень компьютерной подготовки преподавателей у нас разный. Кто-то — продвинутый, а для кого-то дистанционное преподавание — катастрофа. Над этим, кстати, нужно серьёзно работать.

— Если бы у тебя изначально была возможность заниматься дистанционно у преподавателей из других стран, ты бы ею воспользовался? Какие, по твоему мнению, преимущества это бы дало?

—  Однозначно, такой возможностью я бы воспользовался. Пока мы с одноклассниками учились дистанционно, конечно, натыкались на такие же компьютерные уроки для российских школьников. Уровень там в разы выше. Мы вовсю пользовались этими материалами. Поэтому, я понимаю родителей и ребят, которые настаивают на возможности обучаться дистанционно в зарубежных школах. Собственно, и в Казахстане есть школы, уровень преподавания в которых высок. У меня есть друзья в НИШ, казахстанско-турецких школах… Мы видели, какое отношение к преподаванию в этих учебных заведениях и в чём-то завидовали своим сверстникам.

— Сейчас ты являешься студентом российского вуза, живёшь в Казахстане и обучаешься дистанционно. Поделись впечатлениями.

— У меня всё складывается хорошо, а вот многих моих друзей, обучающихся в российских университетах и институтах, первый семестр в чём-то разочаровал: не все преподаватели серьёзно и ответственно отнеслись к работе с иностранными студентами. Но, ребята говорят, что во втором семестре ситуация выровнялась, всё приходит в норму, изменилось качество отношения к преподаванию. Ещё раз хочу подчеркнуть, что моё отношение к дистанционному обучению со временем изменилось: учиться лучше очно. По крайней мере, при нынешнем положении дел в системе образования.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.