Налоговики постоянно создают бизнесу новые проблемы. «Атамекен» не так давно добился исключения понятия «лжепредпринимательство», но фискалы стали отменять регистрацию юридических лиц. НПП попыталась решить и эту проблему, налоговики в 5 раз чаще стали подавать иски в суды о признании сделок недействительными. С докладом об этих и других вопросах я выступил на форуме в Верховном Суде «Открытый диалог – бизнес и правосудие».
Число исков налоговых органов о признании сделок недействительными выросло с 694 в 2018 году до 3236 в 2019 (рост пятикратный). Сейчас налоговикам можно, не выходя из кабинета, по итогам камерального контроля выставить нарушение и подать иск о недействительности сделки.
Контролеры зачастую оперируют лишь косвенными доказательствами, сведениями из информационных систем. Они не выходят на объекты, не выясняют реальные активы и возможности компаний, не опрашивают контрагентов.
К нам обратилась компания, которой налоговый орган по итогам проверки доначислил полмиллиарда тенге, признав сделки с тремя контрагентами недействительными. Как можно говорить о том, что этих сделок не было, если компанией возведено несколько энергоузлов, которые обслуживают один из крупнейших городов Казахстана.
Предприниматели часто жалуются на проблему возврата НДС. При разработке системы «Электронные счета-фактуры», всех убеждали, что проблем при возврате не будет – процедура возврата НДС упростится. На деле все не так.
Одна из крупнейших в мире компаний – поставщиков сырьевых товаров – собирается уходить из Казахстана. А все потому что она не может возвратить НДС в сумме свыше 4 млрд тенге. Только в ходе судебного разбирательства выяснилось, что оказывается информационные системы «Пирамида» и «Электронные счета-фактуры» не интегрированы должным образом.
Другой вектор проблем – закупки. Сегодня основная масса спорных вопросов вытекает из договорных отношений, в том числе в сфере закупок. По приблизительным оценкам, в стране насчитывается около 1,5 млн договоров регулируемых закупок, из них порядка 500 тыс. в госзакупках. В прошлом году в суды первой инстанции поступило более 26 тыс. исков по госзакупкам.
Анализ показал, что в каждом третьем случае иски о признании поставщиков недобросовестными участниками госзакупок не удовлетворяются. Причина – нет негативных последствий для государства. Тогда зачем загружать суды, заставлять госорганы подавать иски? Нужно создать согласительные комиссии, которые будут предварительно изучать споры и ограждать госорганы и бизнес от формальных процедур обращения в суд.
Беспокоят также предложения Минфина добавить в мораторий на проверки дополнительные исключения, которые позволили бы налоговикам проверять предпринимателей.
Эти инициативы подрывают доверие бизнеса к мораторию на проверки бизнеса. Минфин предложил провести пилотный проект по камеральному контролю – удаленно, фактически, без суда и следствия признавать сделки недействительными. Мы категорически не согласны с таким подходом. Этот проект не может быть реализован.
Большие надежды мы возлагаем на внедрение искусственного интеллекта в судебной системе, который позволит делать прогнозы и на их основе принимать решения, не доводя вопрос до суда.
Система позволяет выявлять аномальные расхождения решений судов при аналогичных ситуациях. Основная задача – предоставление гражданам современного качественного инструмента, который позволит делать прогнозы и на их основе принимать решения, не доводя вопрос до суда.
К тому же сегодня создается большое количество онлайн-сервисов для юристов, и открытые API дадут мощный импульс развитию бизнеса в области LegalTech.
Как бы революционно это ни звучало, но не за горами времена, когда часть гражданско-правовых споров будет рассматриваться алгоритмами и искусственным интеллектом. Начать можно с простейших дел приказного производства, решения по которым легко отменяются в случае, если допущена ошибка. Мы предложили создадать проектный офис для обкатки таких решений.
Председатель Верховного Суда Жакип Асанов поддержал предложение создания Проектного офиса НПП и ВС. Он сообщил, что для этого есть условия, все горящие вопросы можно оперативно решать в течение нескольких дней на площадке Проектного офиса, в том числе те вопросы, которые возможно требуют законодательных изменений.
Форум прошел очень живо, с обсуждением, с обменом мнением. Выступили все, кто этого хотел. Теперь нам предстоит большая работа в рамках заключенного с Верховным Судом Плана мероприятий.