3 декабря 2021, Пятница

Экибастузцы освоят электронное билетирование

Изготовление карты стоит денег, поэтому её реализация будет платной

Терминал городского транспорта.

С 1 мая нынешнего года Экибастуз переходит на новые условия проезда в городском пассажирском транспорте. Утверждён тариф – 80 тенге за одну поездку, а в самих автобусах вводится электронное билетирование. Об этом – в интервью с руководителем ТОО «Жоламан-Эк» Иваном МАРЫШЕВЫМ.

— Иван Валерьевич, на что пойдёт разница в 15 тенге между действующим сейчас и будущим тарифом? Какие проблемы вы сможете решить? На что хватит 80 тенге?

— Примерно 7-8 тенге уйдёт на содержание системы электронного билетирования – это приобретение оборудования, его обслуживание, банковский процессинг, система связи, система КРУ (контрольно-ревизионное управление). Оставшиеся средства — 7 тенге — на повышение оплаты труда водителей, таким образом постараемся закрыть дефицит водительского состава и, как следствие, закроем вопрос по сокращению интервала движения на многих маршрутах.

Можно ли купить новые автобусы после повышения тарифа? Поделюсь цифрами, если шесть-семь лет назад новый автобус стоил 18 000 000 тенге, то сегодня от 50 000 000 до 63 000 000 тенге (в зависимости от конфигурации). Как мы видим, цена выросла на 250%, при том, что ежегодный доход перевозчиков только снижался.

В нашем парке 50% автобусов имеют срок службы от 7 до 10 лет, остальные, конечно же, требуют к себе особого внимания. Обновление подвижного состава крайне необходимо, открытым остаётся вопрос: получится ли это сделать и с какой скоростью.

— Как на ваш взгляд можно решить проблему с проездными транспортными картами? Где их заказывать? Как пополнять? Что делать в случае утери?

— Внедряемая система электронного билетирования помимо транспортной карты предполагает ряд дополнительных возможностей по оплате.

Можно оплатить проезд через Kaspi QR, СМС, Google & Apple Pay, Мой Билайн/Мой Актив, мобильное приложение оператора электронного билетирования и, как вариант — банковские карты.

Продажа транспортных карт будет осуществляться в разных точках города, а также рассматривается вариант покупки карт у водителя (для упрощения процедуры).

Транспортная карта — это не обычная бумажка, это пластиковая карта со своим кодом и степенью защиты.

К сожалению, изготовление карты стоит денег, поэтому её реализация будет платной, стоимость карты ориентировочно составит — 400-500 тенге, но об этом можно будет говорить позже.

Почему нельзя сделать карту бесплатной? Представьте ситуацию: пассажир может потерять карту или относится к ней небрежно, повредить — на лицо проявление халатности. В результате нужна будет новая карта – ни у одного перевозчика не хватит ресурсов за свой счёт бесконечно бесплатно раздавать карты.

Что делать, если транспортная карта была утеряна: если карта была зарегистрирована за абонентом, в первую очередь необходимо заблокировать утерянную карту. Далее нужно будет приобрести карту заново, и если на старой карте остался положительный баланс, то необходимо будет обратиться в техподдержку, которая поможет перевести баланс со старой карты на новую.

Для пополнения транспортных карт имеется много возможностей: через СМС, приложения Kaspi, Halyk и через терминалы — их в городе достаточно.

— Как будет работать дифференцированный тариф, то есть, разделение стоимости за проезд при оплате наличкой и безналом?

— При оплате безналичным способом проезд будет стоить 80 тенге, а наличным, например, 120-150 тенге. Этот вопрос, оговорюсь сразу, пока не решён.

Ни в коем случае нельзя считать дифференцированный тариф еще одним повышением стоимости оплаты за проезд. Это лишь способ разграничить наличный и безналичный расчёты и отдать приоритет безналичному.

Основная цель ввода дифференцированного тарифа – уйти от оборота наличности в городском транспорте, перейти на полный безналичный расчёт и сделать перевозки пассажиров прозрачными. Так как мы предлагаем широкий выбор оплаты безналичным способом, то выбор остаётся за пассажиром — платить дороже, но наличкой или оплачивать безналичными способами, но 80 тенге.

И ещё. Чтобы система работала эффективно, нам нужно вспомнить старое доброе правило поездки в городском транспорте: входим в автобус только через переднюю дверь. Это позволит максимально контролировать оплату за проезд. В противном случае мы с вами получим неэффективную систему и более худшие условия перевозки: ожидаемый доход мы просто не получим и, соответственно, не покроем затраты перевозчика. Как результат — останется опять один способ выживания — экономить. А цель всех перемен — сделать перевозки лучше и комфортнее.

— Большое спасибо за то, что дали разъяснения. У нас со своей стороны тоже есть предложение. Было бы хорошо запустить в городских соцсетях простой ролик о механизме электронной оплаты за проезд. Думаем, это будет не лишним.

— Да, идея хорошая, обязательно опубликуем. И ещё хочу поблагодарить экибастузцев за понимание, что нас, транспортников, перевозчиков необходимо поддержать. Спасибо.

Беседовал Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.