В 90-е годы жилой город вплотную придвинулся к Экибастузской ТЭЦ (далее ЭТЭЦ) и вступил в санитарно-защитную зону (далее СЗЗ) этого предприятия. Кроме многоэтажных и одноэтажных жилых зданий здесь (микрорайоны 31, 32, 27, 28) возведены и действуют здания и сооружения жилищно-гражданского назначения, социальные объекты, включая общеобразовательную школу №17, детсады, магазины и др. Все это живет и дышит буквально под трубами котлов ЭТЭЦ. Интенсивность техногенного воздействия на экологию южной части города выросла, особенно в последние годы, в связи с ежегодным победным ростом количества подключений к централизованному отоплению ЭТЭЦ вновь вводимых домохозяйств по госпрограммам и объектов малого бизнеса.
ЭТЭЦ относится к производствам высшей категории опасности, размер СЗЗ которой должен быть обоснован и определен на полную проектную мощность объекта для работы в штатном режиме, наиболее неблагоприятных условий рассеивания выбросов. Город относительно ЭТЭЦ расположен с северной, подветренной стороны, т.е. преобладающие южные ветра региона в 55-60% дуют на город, покрывая сажей, золой, гарью территорию шириной, значительно превышающей 1 км. Несмотря на то, что деятельность тепловиков как монополистов, должна быть прозрачна и доступна для общественности и уполномоченного органа, общественникам из ОО ЗОС не удается получить сведения о текущем (актуальном) проектном размере СЗЗ ЭТЭЦ, значениях ПДК вредных веществ в СЗЗ, состоянии газоочистных сооружений и данных мониторинга воздуха.
В 2006 г. Павлодарский областной маслихат одобрил проект Генерального плана развития города Экибастуза до 2020 года, а затем Правительство своим Постановлением от 25 июня 2009 года № 979 утвердило его. Депутаты областного маслихата того времени не стали выяснять «кто виноват» в данной
ситуации «наезда города на СЗЗ ЭТЭЦ», а ответили на вопрос «что делать» в сложившихся обстоятельствах. А именно — уменьшить размер СЗЗ ЭТЭЦ до приемлемых 300 м путем снижения выбросов в атмосферу, радикально перейдя от угля на альтернативное топливо – газ. Это был главный вопрос Генерального плана города для его существования. Мощность централизованных источников теплоснабжения предлагалось заморозить до 2020 г. на уровне 740 Гкал/час (в настоящее время 782 Гкал/час).
Предлагается для сохранения будущего нашего города, с заботой о судьбе которого неоднократно высказывался и Президент РК:
1. Отказаться от угля в качестве основного топлива ЭТЭЦ для
централизованного отопления города и перейти на газ.
Приступить к осуществлению в 2021 году.
2. Организовать регулярные контрольные инструментальные замеры ПДК вредных веществ в подветренной зоне выбросов ЭТЭЦ в атмосферу. Своевременно обращаться в соответствующие структуры для принятия мер наказания к субъекту при превышении ПДК. С этими целями, а также в связи с появлением в городе индустриальной зоны, вернуть городу штатную единицу городского эколога.
Выполнить в 2021 году.
3. В соответствии с действующим законодательством установить и обозначить на местности (микрорайоны 31, 32, 27, 28 и др.) специальными знаками границы СЗЗ ЭТЭЦ как опасного для города производства.
Приступить к осуществлению и завершить в 2021 году.
4. Озеленение территорий:
— улиц и соцобъектов (сплошное) в микрорайонах 31, 32, 27, 28 и других, оказавшихся в настоящее время в СЗЗ (зоне превышения ПДК) ЭТЭЦ;
— полосами зеленых насаждений вдоль главных дорог;
— жилых застроек, скверов;
— формирование санитарно-защитной полосы шириной 100 метров в виде зеленого бульвара вдоль проспекта Кунаева, находящегося в СЗЗ.
Приступить к осуществлению в 2021 году.
___________________________________
Ахмадиев Валерий Петрович,
пенсионер, старожил города, активист ОО «Защита окружающей среды»,
электромеханик, горный инженер-механик, род деятельности – эксплуатация и
ремонт техники, горного и энергетического оборудования.