В понедельник на имя акима города А.Кантарбаева поступило письмо за подписью директора ТОО «Смарт Автобус ПВ» (оператора программы электронного билетирования в Экибастузе) Н.Токтарова: «Уважаемый Ардак Амангельдинович, ТОО «Смарт Автобус ПВ» сообщает, что оборудование для внедрения дифференцированного тарифа в общественном транспорте Экибастуза готово на 100%.
- Во всех автобусах «Жоламан ЭК» и ТОО «Тулпар ЕК» установлены стационарные и мобильные терминалы для приёма безналичной и наличной оплаты пассажирами.
- На всех маршрутах установлено оборудование для приёма оплаты QR-кодом и блютузом.
- Все сотрудники автобусных парков обучены работе с оборудованием.
- Для оперативного реагирования на возможные вопросы акимата, перевозчиков и пассажиров в Экибастузе открыт филиал ТОО, куда в настоящее время трудоустроены 17 горожан.
- В случае возникновения вопросов горожане могут обратиться по телефону 8 778 003 07 77 (без выходных и праздничных дней, без обеда с 6 до 22.00).
- Для распространения транспортных карт в городе открыто 5 точек реализации.
- Необходимое количество социальных (бесплатных), школьных (оплата 50%), льготных и стандартных карт находится в филиале ТОО.
- Акимат города может в онлайн-режиме изучать пассажиропоток в городе.
- Формы отчётности перевозчиков перед акиматом по оказанию услуг перевозки предоставлены.
Просим вашего разрешения на внедрение дифференцированного тарифа в Экибастузе. Такое решение позволит перевести оплату проезда в безналичный расчёт и покажет реальный пассажиропоток с «часами пик» и эффективностью каждого маршрута и выведет всю оплату за проезд из сектора «серого нала».
Что это означает. Главная задача государственной программы электронного билетирования — показать реальную доходность городского пассажирского транспорта в населённых пунктах страны, что, в свою очередь, позволит закупить новые автобусы и повысить уровень комфорта обслуживания пассажиров.
В связи с тем, что пассажиры крайне неохотно переходят на новые условия системы оплаты и откровенно саботируют новшество, необходим своеобразный толчок, который выведет горожан из патриархальной спячки и сподвигнет к любому удобному, но безналичному варианту оплаты за проезд.
— Программа электронного билетирования условно разделена на четыре этапа, — поясняет в интервью газете заместитель директора ТОО «Жоламан-ЭК» Александр КОЗЛОВСКИЙ. — От создания инфраструктуры (когда на рынок заходит оператор электронного билетирования, создаёт офисную и сервисную бригады, инфраструктуру, отрабатывает базу персональных данных пассажиров) до получения субсидий на приобретение транспорта и возможности брать автобусы в лизинг. Мы подошли ко второму этапу, когда остро необходимо ввести дифференцированный тариф.
По словам Александра Козловского, ввести раздельный тариф необходимо было «ещё позавчера». Например, в Семипалатинске разница между безналичным и наличным расчётом за проезд — 60 тенге (80 и 140 тенге соответственно). Это стало серьёзным стимулом для горожан оплачивать проезд по безналу. В Павлодаре и Экибастузе эта схема пока не действует. То есть, горожане оплачивают за проезд и наличными деньгами, и электронными вариантами 80 тенге (льготники, пенсионеры и школьники — в соответствии с привычным процентом). Для введения дифференцированного тарифа необходимо, чтобы акимат города инициировал эту меру в городском маслихате, и депутаты решение одобрили.
— На сегодня доля электронных транзакций в экибастузских автобусах составляет примерно 11 процентов, — продолжает Александр Козловский. — Это очень низкий процент. Безналом рассчитывается один пассажир из десяти. После ввода дифференцированного тарифа дело пойдёт бодрее. А когда безналичный расчёт достигнет процентов 95, можно будет говорить о реальной картине доходности городского транспорта. Тогда можно будет рассматривать режим обслуживания маршрутов. Все они разные. Есть более загруженные, есть менее. Пассажиры часто просят сократить интервалы движения. Сделать это не проблема, но придётся увеличить число автобусов. А это уже другие затраты.
Электронное билетирование ко всему прочему позволит облегчить работу кондукторов и водителей. Согласитесь, есть разница: необходимо принять наличную оплату от девяти пассажиров из каждых десяти или от одного?
После введения дифференцированного тарифа можно будет более чётко проговорить возможность обновления автобусного парка.
Но это — тема для других публикаций.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото ТОО «Жоламан-ЭК».