16 октября 2024, Среда

Чужие здесь не ходят или «Посторонним вход запрещён!»

9 июля профессиональный праздник отмечают сотрудники рыбоводческого хозяйства в посёлке Шидерты
Пеганка — земляная утка, живущая в норах лис и барсуков.

Рыбоводческое хозяйство канала имени Сатпаева (УБМ) включает цех, где из икринок вылупляется малёк, и два огромных озера, каждое площадью 15 гектаров. В озёра эти высаживают малька. Затем мальки вырастают во вполне себе жизнеспособных сеголеток, которыми и зарыбляют водоёмы.

На словах – всё просто, на деле – служба рыбоводов интересна, но трудна.

Объехать всю заповедную зону – недели не хватит. Мы «украли» у сотрудников хозяйства несколько часов рабочего времени. На экскурсии нас сопровождали начальник УБМ Юрий Сухацкий и главный рыбовод Жанна Махметова.

В цехе, где «доят» рыбью икру и молоки – идеальные чистота и порядок. По сути, это родильный дом – иначе никак. Специальные стеклянные цилиндры, ванны, бассейны – всё регулярно и тщательно дезинфицируется. Стол для дойки икры – специальный, сделанный по заказу. Методика многократного сцеживания предусматривает получение икры из яйцеводов самок небольшими порциями в течение длительного периода времени. Интервалы между последовательными сцеживаниями составляют обычно от нескольких минут до двух часов.

Народ на рыбьей ферме креативный и любознательный. Однажды в порядке эксперимента биологи канала скрестили карпа и карася. Крупный карась получил название «Буффало».

Вся территория рыбоводческого хозяйства хорошо охраняется. Везде – посты-шлагбаумы. Сотрудники ежедневно объезжают угодья. Нарушители сюда не проникают. Браконьеры облюбовали водохранилища канала, которые никак не могут вернуть предприятию. Что было бы вполне разумно. Нарушители пользуются капроновыми сетями, которые в случае опасности сбрасывают в воду. От этих сетей – большая экологическая беда. Рыба запутывается в них, гибнет и разлагается.

— Но страшнее всего – электроудочки, — говорит Юрий. – Это варварское оружие. Принцип работы прост – удочка «бьёт» током. Гибнет вся фауна, находящаяся в радиусе действия.

А в озёрах хозяйства малёк чувствует себя в относительной безопасности (об этом чуть дальше). После наступления пубертатного возраста – по достижению стадии сеголетки – рыбка попадает в рыбонакопитель, откуда начнётся её путешествие к водоёмам канала. К слову, стоимость одной сеголетки – 27 тенге. В хорошие годы за сезон в воду выпускают до двух миллионов сеголеток, 11 миллионов личинок. Это порядка 40-50 тонн молодняка.

Редкая природа в здешних местах. От запаха иван-чая и чабреца воздух густой – хоть ножом режь. Красота необыкновенная. Юрий говорит, что его часто приглашают работать в таких же хозяйствах:

— Да куда я отсюда…

Фауна рыбоводческого хозяйства полна сюрпризов. В водоёмах водится щитень – живой организм, который по мнению учёных, является ровесником динозавров. Жанна собственноручно отловила один экземпляр – его вы видите на фото. Щитень поедает всё, что меньше его. В том числе – рыбью икру и, как утверждают знающие люди, не брезгует даже мальком.

Умная Википедия рассказывает о щитнях следующее: «Щитни живут в мелких временных (эфемерных, пересыхающих в определённое времена года) пресных водоёмах: лужах, канавах, оврагах, или промерзающих прудах, где у них мало естественных врагов, где нет рыб, нет земноводных, охотящихся в воде. Предпочитают стоячие воды. Встречаются и в неглубоких, разлитых поймах ручьёв, но такие популяции неустойчивы из-за давления хищников. После того, как низменность заполнилась водой, в течение 1—3 суток из находящихся в земле цист вылупляются личинки (науплиусы) щитней размером около 0,5 мм. Они очень быстро развиваются, проходя несколько стадий, примерно через две недели становятся полностью половозрелыми взрослыми особями и откладывают в грунт цисты следующего поколения. Цисты, посредством которых размножаются щитни, обычно ошибочно называют яйцами. Однако они представляют собой уже развившиеся эмбрионы, покрытые оболочкой. Цисты могут сохраняться на дне в течение нескольких лет, пока вновь не появятся благоприятные условия (канава не заполнилась водой). Популяции могут проявлять себя только в редкие сезоны, что осложняет понимание распространенности видов. Щитни всеядны — съедают всё, что меньше них. Активно поедают икру лягушек и рыб. У большинства видов широко распространён каннибализм, но проявляется он, как правило, в случае нехватки другой пищи. В некоторых регионах определённые разновидности триопсов считаются вредителями, поскольку они повреждают молодые побеги риса. Продолжительность жизни щитней в лаборатории совпадают с данными полевых наблюдений: 50—60 дней, отдельные виды — около 90 дней».

Здесь обитает удивительная утка – пеганка (или атайка). Она селится в пустых лисьих и даже барсучьих норах. Как ей удаётся отвоевать жильё у хищников – уму непостижимо. Пега́нка (лат. Tadorna tadorna) — крупная водоплавающая птица. Гнёзда устраивает не только в норах, но и в ямках, пустотах. Это довольно крупная утка с удлинёнными шеей, головой и ногами, заметно превышающая размерами многих своих родственников. В Азии изредка селится на пресноводных водоёмах. Как в нашем случае. На синем зеркале водоёма атайка смотрится очень эффектно. Жаль не удалось снять её с близкого расстояния. При нашем приближении пеганка поплыла восвояси.

Нутрии и ондатры – вполне себе не экзотические для канала обитатели. А вот бобра здесь нет. Не те условия.

День выдался жарким. Солнце палит нещадно. Всплески табунчиков молодняка в озёрах практически не заметны. Июль — самый жаркий месяц в году, и солнце в этот период активно прогревает верхнюю толщу воды водоёмов, в результате чего рыба становится вялой и неактивной.

Мы обязательно вернёмся. Это история с продолжением.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.