«Атамекеном» данное предложение само собой не поддерживается, поскольку Указом Президента от 26 декабря 2019 года № 229 для налоговых органов уже предусмотрен ряд исключений.
Контролирующие органы в настоящее время могут осуществлять: встречные налоговые проверки, тематические налоговые проверки, а также проверки недропользователей.
По количеству проверок налоговые инспекторы впереди своих коллег из других госорганов (согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры, ежегодно порядка 25% всех проверок проводится налоговыми органами, в связи с чем их можно назвать абсолютными рекордсменами по проверкам).
Отмена трёхлетнего моратория «для недобросовестных предпринимателей», как их назвал министр финансов, по сути является дискредитацией поручения Главы государства. Мораторий задумывался как мера поддержки малого бизнеса и экономики, а новые исключения только откатят ситуацию назад.
Доля недобросовестных предпринимателей мала. Очевидно, мораторий совпал с началом пандемии. Бизнес понес колоссальные потери, огромное число объектов прекратило свою работу из-за многочисленных ковидных ограничений.
С марта прошлого года и по настоящее время работа предпринимателей представляет из себя игру на выживание. За этот период бизнес вынужден был полностью приостанавливать свою работу, ограничивать работу по времени, по количеству посетителей, нести дополнительные затраты на соблюдение карантинных мер (дезинфекционные жидкости, санитайзеры, тепловизоры, маски, частая уборка помещений, напольная разметка для соблюдения социальной дистанции, проведение тестирования сотрудников, обеспечение доставки сотрудников до работы и др.).
Добавьте к этому рейды мониторинговых групп, которые вообще не подчиняются законодательству о контроле и надзоре и напоминают проверки без правил. Поймите, бизнес на пределе.
Одной из причин снижения дохода предпринимателей является снижение покупательской способности населения.
Вот в чём причины снижения доходов от бизнеса. Связывать сокращение поступления доходов в государственный бюджет с «низкой кассовой дисциплиной» предпринимателей во время пандемии, на наш взгляд, некорректно.
Предложение министра нельзя назвать решением проблемы ещё и потому, что истощённый малый бизнес по-прежнему работает на пределе своих возможностей. Не имеющие достаточного дохода предприниматели не смогут пополнить государственную казну.
Периодические локдауны и запрет выхода в офис непривитых сотрудников усугубит ситуацию для бизнеса. Проведение проверки требует отвлечения большого объема ресурсов, трудовых и временных. Отсутствие сотрудников на рабочем месте существенно осложнит проведение проверок как для инспекторов, так и для предпринимателей.
Отмена моратория или принятие исключений из него в сложнейший период для бизнес-сообщества кажется абсолютно неразумным. Нельзя не отметить и то, что новые проверки предполагают дополнительные контакты между проверяющими и бизнесом, что, несомненно, негативно скажется на эпидситуации в стране.
Итог. Подобными действиями пополнить бюджет практически не удастся. Это будет лишним отвлечением ресурсов как органов госдоходов, так и самих предпринимателей.
А теперь немного статистики.
За 2020 год в отношении субъектов частного предпринимательства всеми контролирующими органами проведено 22 266 проверок, из которых только по 12 173 (55%) проверкам выявлены нарушения, остальные 10 093 (45%) проверки нарушений не выявили.
В 2019 году, еще до моратория, общее число проверок составило 119 949, из которых по 55 061 (46%) были выявлены нарушения, по 64 888 (54%) проверкам нарушений не выявлено.
Если в 2019 году в отношении субъектов малого предпринимательства было проведено 85 755 проверок (40 616 выявили нарушения, 45 139 – не выявили), то в 2020 году число проверок сократилось в 12 раз – до 6 910 проверок (4 069 выявили нарушения, 2 841 – не выявили).
Шынгыс ТЕМИР,
НПП РК «Атамекен».