Напомним: цифровой майнинг — процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных, энергетических мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных объектов информатизации посредством технологии блокчейн.
Цитата: «В соответствии с подпунктом 16) пункта 1 статьи 15, подпунктом 3) пункта 1 и пунктом 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» и подпунктом 2) пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» ПРИКАЗЫВАЮ:
Системному оператору — акционерному обществу «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) «KEGOC», энергопроизводящим и энергопередающим организациям: в десятидневный срок провести ревизию выданных технических условий на подключение электроустановок потребителей, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, к электрическим станциям, национальным и региональным электрическим сетям мощностью 5 (пять) мегаватт и выше; по итогам проведённой ревизии предоставить информацию в Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан; при согласовании и выдаче технических условий на подключение электроустановок потребителей, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, ограничить мощность до 1 (одного) мегаватт, сроком на 2 (два) года. При этом суммарная мощность для электроустановок потребителей, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, не должна превышать 100 (сто) мегаватт по Республике Казахстан.
Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан; в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования».
Публичное обсуждение документа завершается 15 октября. С чем связаны вводимые ограничения? Попробуем разобраться.
Напомним: цифровой майнинг — процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных, энергетических мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных объектов информатизации посредством технологии блокчейн.
Производство не из дешёвых. На порталах продажи оборудования для майнинговых ферм цены впечатляют. Контейнеры майнинг-ферм за 2 800 000 — 9 800 000 тенге. Испарительные панели — от 90 000 тенге. Видеокарты — от 1 980 000 тенге. Материнские платы — от 40 000 до 90 000 тенге. Модули кассы — от 570 000 тенге.
Как утверждают эксперты, ужесточение законодательства о майнинге, например, в Китае летом 2021 позволило Казахстану занять третье место на мировом рынке добычи. Правительство РК объявило майнинг перспективной индустрией, но в то же время ввело дополнительный тариф для майнеров на электроэнергию с января 2022 года. По оценкам Ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане, сегодня в стране размещено 200-250 тысяч майнинговых устройств. На этом рынке работают как инфраструктурные компании, так и кустари-одиночки. Для грамотного человека, владеющего компьютером, процесс майнинга не представляет ничего мистического.
Экибастузский регион с его практически неограниченными энергетическими ресурсами как будто создан для размещения «майнинговой долины». Дешёвая электроэнергия Экибастуза в своё время привлекла в регион зарубежных инвесторов, вложивших в инфраструктуру по майнингу криптовалют только у одной из компаний свыше 3 миллиарда тенге.
Ещё в 2018 году информационные агентства страны обошли сообщения: «В Экибастузе профицит электроэнергии используют для майнинга популярной криптовалюты. Специальная ферма в Экибастузе работает два месяца. На предприятии функционирует китайское оборудование, которое потребляет около 15 мегаватт электроэнергии в месяц. «Сейчас добыча криптовалюты в Казахстане очень актуальна. В стране существует профицит электроэнергии, что позволяет привлекать новые инвестиции в подобные энергозатратные проекты», — сказал руководитель проекта Ануар Сарсенов. На предприятии работают 16 человек, которые прошли обучение в Китае. В центре действует одна так называемая ферма по добыче биткойна. В ближайшее время на предприятии планируют расширение этой деятельности».
(Кстати, позднее, в апреле 2021 года на одной из майнинговых ферм в районе посёлка Солнечного случилось возгорание: «Пожар произошёл в майнинговой компании, расположенной в посёлке Солнечный города Экибастуза, сообщила пресс-служба департамента по чрезвычайным ситуациям Павлодарской области. 13 апреля в 15.01 поступило сообщение о пожаре в посёлке Солнечном Экибастузского региона в ТОО ВТС-KZ в районе экибастузской ГРЭС. На территории майнинговой компании загорелось оборудование для майнинга и обшивка стен на общей площади в 150 квадратных метров»).
Итак, первый и наиболее крупный действующий дата-центр был размещён в посёлке Солнечном (близ ГРЭС-2 — И.Т.) и вмещал более 17,2 тысяч машин для майнинга. Одна из главных статей расходов дата-центра — прокладка инфраструктуры. В этом случае она обошлась в 2,5 миллиарда тенге: была необходимость строить около двух километров опор для ЛЭП-110 кВ, модернизировать подстанцию и строить собственное распределительное устройство. Дата-центр потреблял около 50 МВт электроэнергии. При этом были запасы в 34 МВт для дальнейшего расширения. Второй дата-центр — поскромнее. Здесь были размещены 10 тысяч машин, а общая мощность потребления электричества составляла на тот момент 17 МВт.
Из сообщений казахстанских информагентств: «Прокладка инфраструктуры обошлась в 800 миллионов тенге. Все эти цифры по прокладке инфраструктуры не включают в себя стоимость самих майнинговых ферм. Речь идёт о зарубежных инвестициях, представляющих инвестфонды Японии, Сингапура и Южной Кореи. Всего в Экибастузе майнинговая инфраструктура уже кормит работой порядка 100 человек. Среди общего количества кадров около 60 — местные молодые ребята в возрасте 20-25 лет, а средняя зарплата составляет не менее 200 тыс. тенге. «Хорошо, что государство даёт такие возможности на базе МФЦА. Мы считаем, что криптовалюта — перспективное направление, которое можно и нужно развивать дальше. Прежде чем начинать строительство дата-центров, мы привозили сюда автобусами потенциальных инвесторов. Показывали, что Казахстан — это нормальная страна, что у нас есть вся необходимая инфраструктура и ресурсы. И даже их профицит. Только после такого наглядного представления они все-таки соглашались и инвестировали первые деньги», — комментируют менеджеры».
Говоря о прогнозах, специалисты уже тогда отмечали, что «в дальнейшем развиваться будет тяжелее: трансформаторные возможности подстанций KEGOC в Экибастузе довольно ограничены. Это влечёт за собой необходимость в больших инвестициях в покупку больших трансформаторов, замену линий. Ещё одна из главных проблем для привлечения иностранных инвесторов – тариф на электроэнергию. В Экибастузе, к примеру, есть источник дешёвой энергии — ГРЭС-1 и дорогой — это ГРЭС-2». По словам предпринимателей, всем казахстанским потребителям стараются сначала реализовать дорогую электроэнергию, а дешёвую продать по остаточному принципу. Потому как более дешёвое электричество проще экспортировать. К слову, за первые шесть месяцев 2020 года дата-центры компании потребили электричества почти на 3 миллиарда тенге. В сентябре 2020 года президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев поручил в течение пяти лет довести объём инвестиций в цифровой майнинг до 500 миллиардов тенге, иначе мировые цифровые гиганты уйдут в другие страны. Уже тогда топ-менеджеры майнинговых компаний переживали, что в Казахстане говорят о дополнительном налогообложении отрасли добычи криптовалюты. Такие меры могут сильно ударить по конкурентоспособности отечественных майнеров. В пример приводили Кыргызстан, где в своё время ввели дополнительный 15%-ный налог на стоимость электроэнергии. Примерно за полгода практически все майнеры из Кыргызстана ушли. Если отрасль действительно обложат дополнительными налогами или введут ограничения, выполнить поручение президента не получится.
— По идее майнинг — это куча компов, которые работают круглосуточно. Чего власти боятся? Что сначала мощности затребуют, а потом сольются через год? — резюмирует тему наш эксперт. — Или что это по другой ставке идёт, нежели производственные мощности? Мне кажется, для энергетиков это мечта — постоянный стабильный спрос на электроэнергию, не зависящий от времени суток. Сейчас даже не биткоины майнят, а эфир. То есть, сдают свои мощности для расчётов. Какие-нибудь мега-компании покупают эти мощности для расчёта, используют и получают результат. Кино можно отрендерить. Или траекторию запуска космического корабля рассчитать. То есть, ты не покупаешь мега-компьютер, а можешь воспользоваться услугами такой фермы. Заплатил, тебе посчитали — и всё. Только если на мега-фермах. На обычных компах это уже совсем нерентабельно. Дороже за электричество платишь.
Игорь ТИМОШЕНКО.