26 апреля 2024, Пятница

Почему вредно сдерживание цен?

Денег стало много

В ходе недавнего брифинга аким Экибастуза Ардак КАНТАРБАЕВ упомянул: «Вопрос, требующий внимания и постоянного контроля —  стабилизация цен на социально значимые продовольственные товары. В этой связи нами совместно со стабилизационным фондом и его шестнадцатью магазинами-партнёрами  на постоянной основе осуществляется вывоз имеющейся на складах продукции по ценам ниже рыночных. За отчётный период это позволило обеспечить торговые ряды порядка 450 тоннами продукции. Ещё раз хочу напомнить, что список магазинов, где реализуется продукция по сниженным ценам, опубликован в социальных сетях на официальных страницах акимата».

Проблема роста цен на продукты питания, промышленные товары, медикаменты, топливо — из числа повседневных и затрагивающих интересы буквально всех казахстанцев вне зависимости от размеров наших кошельков.

В Нацбанке — очередная сессия по вопросу о базовой ставке. И почти все экономисты ожидают и прогнозируют увеличение ставки на 0,25 или даже на 0,5%. Как иронизируют «белые воротнички»: «всё под лозунгом «вслед за Россией» (за рубль уже дают 6,04 тенге), где ЦБ РФ действительно поднял ставку довольно резко, и — «все на борьбу с инфляцией».

— На мой взгляд, делать этого, во-первых, не нужно, — комментирует происходящее известный казахстанский экономист Алмас ЧУКИН. — А, во-вторых — бессмысленно. Попробую это обосновать, но для нетерпеливых сразу дам простое объяснение. Инфляция — это нарушение равновесия спроса и предложения. Но сегодня, главная причина у нас и во всём мире — это срыв производства, снабжения. И регулировать это через монетарные операции, через сокращение доступа денег для охлаждения спроса в экономике в данный момент — опасно, бесполезно и вредно. Немного простой теории. Спрос диктуется объективными и конъюнктурными факторами. Объективно спрос — это, прежде всего, платёжеспособный спрос, то есть обеспеченный деньгами. Если я хочу шампанское — это ещё не спрос, если у меня бюджет на кока-колу. Но бывает, вдруг, под Новый год все хотят шампанское, и у всех есть деньги. И если шампанского достаточно — все его покупают, и цены не растут. Предложение в свою очередь это результат сложной цепочки производства, которая может иметь и десятилетние лаги (от начала идеи до производства в нужном количестве, последний пример — «Тесла»), и более короткие — сезонные. Это не просто: взять и произвести продукт. Необходимо принять решение произвести, найти финансы, построить или увеличить производство и потом оказаться в нужное время и в нужном месте. У нас «обломилось» всё сразу с обеих сторон этого уравнения. Денег стало много. Не только из-за антикризисных вливаний со стороны государства, которые очень значительны и подтверждены ещё на два года вперёд. Но и оживает резко банковская система. Объёмы кредитования вырастают в разы. Это очень хорошая новость после стольких лет страшного падения. Тенге замечательно устойчив, что вызывает усиление импорта и сглаживает инфляцию. Это, с одной стороны, хорошо. Но не надо забывать причины устойчивости тенге и их ограниченный характер. Государство широкой лопатой черпает миллиарды долларов из Нацфонда (а Нацфонд у нас в долларах) и вливает в экономику тенге. И делает это, продавая доллары внутри страны за тенге (уже 11 миллиардов долларов в этом году). Тем самым у курса тенге есть мощная подпорка — от 1 до 3 миллиардов долларов в квартал. Плюс высокие цены на нефть и металл. Но через пару лет нас ждёт совершенно другая реальность и возможно другой курс тенге к доллару, когда этот «долларовый дождь» закончится.

Как считает эксперт, денег стало много. Не у всех граждан, конечно, но у «некоторых». А производство, и так, не самое мощное, да ещё и ослабленное пандемией и нарушениями в снабжении — отстаёт. Отстаёт, но при этом растёт. Всё-таки усилия государства не проходят даром.

По всем ключевым направлениям развития экономики (читай — народного хозяйства), как ни странно, наблюдается устойчивый рост. Особенно — в сфере строительства. За 9 месяцев рост в отрасли составил 12%. Только в Экибастузе, не самом крупном городе Казахстана, в нынешнем году завершаются работы по вводу в эксплуатацию трёх жилых домов в 21 микрорайоне. Весной 2022 года планируется сдать ещё два дома. Таким образом, в ближайшей перспективе обладателями новых квартир станут 198 и 180 семей экибастузцев соответственно. Строительство ещё трёх домов будет вестись по мере финансирования. В целом по стране построено и введено 10,4 миллиона квадратных метров жилья, из которых 4,7 миллиона люди построили индивидуально сами. То есть, средний размер площади на одного гражданина страны вырос за год на полметра. И это — здорово. Другое дело, что огромный рост цен на всё в строительстве, очереди на кирпич и прочее — большая ложка дёгтя в этом ведре мёда.

(Для справки. После реализации в Экибастузе крупных проектов (с учётом  реализующихся на сегодняшний день) к 2026 году согласно комплексному плану ожидается увеличение объёмов промышленного производства на сумму свыше одного триллиона тенге. Например, по состоянию на 1 октября объём производства выражается суммой 672 миллиарда тенге. Такое достижение стало возможно за счёт роста выработки электроэнергии и увеличения выпуска продукции предприятиями железнодорожного кластера).

— Но при этом строительство, например, тянет за собой «стройбазар»: поставщиков, транспорт, дизайнеров и т.д., — считает Алмас Чукин. — Есть другие очень хорошие секторы роста. И если в этот момент Нацбанк начнёт дальше задирать базовую ставку, что приведёт к удорожания кредита, это только усугубит проблемы снабжения и простимулирует импорт. Инфляция сорвалась с цепи по всему миру. Нарушились цепочки снабжения. Как сказал представитель «Филипс», «…у меня две проблемы – Chips and Ships (электронные чипы и корабли). Все развитые страны топят рынки в дешёвом финансировании. Растут цены на энергоносители (что неплохо в целом для Казахстана, но плохо для его большей части потребителей). И «донкихотство» одного агента этой цепочки – НБК мало что даст в этой ситуации. Стиснуть зубы, улучшать работу с соседями на весенний урожай, снимать проблемы на границах, и помогать отечественному производству. Вот, что надо делать. И, конечно, убрать деньги с неэффективных программ, типа ЛРТ или ещё одного ледового стадиона, на школы, дороги, воду, образование. Между декабрём 2019 года и августом 2021, денежный агрегат М2 (живые деньги плюс доступные кредиты) вырос на 5,5 триллионов (ВВП РФ для сравнения около 1,5 трлн.) или на 36%, из-за вливаний денег со стороны ФРС (федеральной резервной системы) США. Только 2-3 триллиона ушли в рост экономики, а 2-3 болтаются на счетах неизвестно кого, раздувают пузыри цен на акции и биткойны. А ещё программы от Байдена на 3 триллиона на подходе. Каждому безработному в Америке больше года давали по 600 долларов в неделю помощи, не задавая вопросы. За это надо будет теперь долго расплачиваться всему миру. Да, высокая инфляция — нехорошо. Но инфляция и хорошие темпы роста лучше, чем стабильные цены и спад экономики. А вообще думать раньше надо было, и сокращение денег сегодня не решение.

Есть и такое мнение. Не во всём мире потребительские цены растут быстро,  и продукты питания дорожают. Тут, как считают эксперты, Нацбанк явно вводит руководство страны и соотечественников в заблуждение. В Китае, например, годовая инфляция низкая, продукты питания дешевеют. Цитата: «Пекин, 14 октября (агентство «Синьхуа»): «В сентябре 2021 года в Китае индекс потребительских цен (CPI) — основной показатель инфляции — вырос на 0,7% в годовом исчислении, как свидетельствуют данные, опубликованные в четверг Государственным статистическим управлением КНР. Напомним, что в августе текущего года этот показатель вырос на 0,8% в годовом выражении. Замедление темпов роста CPI частично было обусловлено падением цен на продукты питания, которые в прошлом месяце снизились на 5,2% в годовом исчислении. В частности, в сентябре цены на свинину упали на 46,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметила старший статистик ГСУ Дун Лицзюань. По данным ГСУ, в сентябре этого года индекс цен производителей, показатель изменения оптовых цен производителей товаров и услуг, вырос на 10,7% в годовом исчислении. Согласно опубликованному в этом году докладу о работе правительства КНР, Китай установил целевой показатель роста потребительских цен на уровне около 3% на 2021 год».

Продажи из Нацфонда, как говорят эксперты-экономисты, не имеют большого отношения к курсу: «Это вещь техническая и идёт одновременно с эквивалентной монетарной экспансией тенге в виде трансферов. Роль продаж валюты здесь в нейтрализации этой экспансии и ничего более. Точно также поступает и ЦБ РФ. Правда, он следует бюджетному правилу, но сама техника по сути такая же. Негативная роль самих расходов Нацфонда РК скорее в давлении на текущий счёт, так как против расходов нет текущих внешних притоков. Это расход прошлых сбережений, что и выражается в уменьшении ресурсов Нацфонда».

Подготовил Виталий АСЕЕВ.

P.S. Нацбанк объяснил третье подряд повышение базовой ставки. Октябрьское повышение — третье подряд в этом году, передаёт «Деловой Казахстан».

На данный момент инфляция складывается выше траектории базового сценария 7,5-8,5% на конец 2021 года. И с помощью повышения базовой ставки Нацбанк пытается вернуть её в целевой коридор 4-6% к концу 2022 года.

«Номинальные потребительские расходы домашних хозяйств выросли во втором квартале до 19,5%, в реальном выражении — на 8,1%. Такой рост потребления объясняется двузначными темпами роста денежных доходов населения на 12,9% за 8 месяцев с начала года или на 4,9% в реальном выражении. Быстро растущий спрос превышает расширение предложения и влияет на ускорение инфляционных процессов. Казахстан здесь не является исключением, подобные тенденции наблюдаются во всем мире. На данный момент мы наблюдаем рост инфляционных ожиданий населения. Количественная оценка ожидаемой через год инфляции повысилась и по итогам сентября составила 9%. Это отчасти связано с восприятием текущего роста цен, которое сейчас находится на повышенных уровнях. По итогам опроса, 71% респондентов по-прежнему отмечают сильный рост цен за последний год, что является одним из самых высоких показателей за всю историю опроса», — сказал заместитель председателя Нацбанка Акылжан Баймагамбетов. По его словам, Нацбанк реагирует на объективные факторы повышением базовой ставки для продолжения стимулирования экономических агентов к сберегательному поведению. Это решение также поможет не допустить возникновения нежелательных равновесий на денежном и валютном рынках.