7 декабря 2021, Вторник

С 15 ноября список платных дорог Казахстана пополнится

Нищий платит дважды?

В связи с предстоящей 15 ноября реализацией проекта платного проезда, возникает несколько вопросов к компетентным государственным структурам и чиновникам.

С 15 ноября к списку трасс республиканского значения, за проезд по участкам которых водители обязаны будут платить, добавятся ещё семь:

Нур-Султан – Павлодар,

Шымкент – граница Узбекистана (на Ташкент),

Щучинск – Кокшетау,

Капшагай – Талдыкорган,

Шымкент – Тараз,

Тараз – Кайнар,

Шымкент – Кызылорда.

Как будем платить за проезд?

«На этих участках будет действовать такой же тариф, как и на уже функционирующих платных дорогах (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай, а также Алматы – Хоргос), — утверждалось не так давно в сообщениях информагентств Казахстана. — Стоимость проезда будет зависеть от вида автотранспорта и протяжённости маршрута. Например, проезд по дороге Капшагай – Талдыкорган обойдётся водителю легкового автомобиля в 190 тенге. Проезд для автобуса или грузовика будет стоить от 940 до 4660 тенге (в зависимости от количества мест и грузоподъёмности). Проезд по дороге Нур-Султан — Павлодар обойдётся легковому авто в 380 тенге. Тариф для автобусов и грузовиков колеблется в коридоре от 1860 до 9340 тенге (цифры в разных источниках чуть разнятся — И.Т.). В «Казавтожоле» обещали, что оплатить проезд можно будет через интернет-банкинг, платёжные терминалы, а также посредством SMS. Для местных водителей, которые живут в сёлах возле платной дороги, действуют льготы. Они могут купить годовой абонемент на свою легковушку, стоимость абонемента составляет 1000 тенге. Для его получения водителю нужно обратиться к представителю «Казавтожола» в пункте взимания оплаты, предъявив техпаспорт и удостоверение личности».

Это что касалось первоначального плана. Однако, как утверждают хорошо информированные источники из столицы, не исключён ряд изменений. Например, в порядке оплаты за трафик: оплату будут взимать не «на шлагбауме», а посредством отправки счетов за пользование платными трассами.

Как всегда, накануне реализации очередного судьбоносного для страны решения (как, например, с переходом к ОСИ и ПТ в сфере управления кондоминиумами), к воплощению этого исторического решения в жизнь мы не совсем готовы. Больше метаний, инфантильной неуверенности, слухов и домыслов, чем конкретной информации.

В связи с предстоящей 15 ноября реализацией проекта платного проезда, возникает несколько вопросов к компетентным государственным структурам и чиновникам.

  1. Почему дороги строятся на деньги налогоплательщиков, а прибыль от их эксплуатации будет получать неизвестный «доверительный управляющий».
  2. Как «Казавтодор» планирует содержать новые трассы (особенно бетонные), особенно в зимнее время? На уход и спецмастики только для участка столица — Павлодар в зимний период ещё четыре года тому назад необходим был миллиард тенге.
  3. Действительно ли оплата не будет производиться «на шлагбауме», а проезд автомобилей будет фиксироваться на видео-, а затем автовладельцу просто пришлют счёт за, например, месячный трафик?
  4. Как будет обстоять дело со взиманием оплаты с иностранных водителей (в том числе дальнобойщиков)? Разве разработан при таких условиях механизм взимания тарифа и с них? Не получится ли, что казахстанские водители будут платить и «за того парня»?
  5. И сам собой разумеющийся вопрос об альтернативных трассах. Есть платные дороги — должны быть и бесплатные.

«Всё как всегда делается «втихаря», — комментируют ситуацию читатели ленты нашей газеты в социальных сетях. — Если есть «Казавтодор», то зачем лишний «рот» в качестве сборщиков подати, ведь всё равно трассу будет обслуживать нацкомпания? Счета будут приходить как «письма счастья» хозяину автомобиля, а потом подключится государственный рычаг для несогласных платить за дороги, построенные на наши деньги, с учётом того, что автовладельцы и так платят налог на транспорт».

Вопросов много. Вразумительных системных ответов пока нет.

Мы забываем понятие «алгоритм». И это очень печально.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.