10 октября 2024, Четверг

Фактчекинг или реальное сравнение цен на авто в Казахстане и других странах

Мнение эксперта
С тех пор как в первых числах ноября полицейские сначала объявили охоту на авто с российскими номерами, а затем почти сразу дали заднюю, информационное пространство буквально взорвалось.
Объявились многочисленные защитники института «утильсборства» из числа чиновников, блогеров, журналистов и разных общественных деятелей. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития ранее заявляли, что отмена утильсбора повысит цены на авто, но почуяв гнев народный, сказали, что возможно ставки и стоит пересмотреть.
Блогеры и общественные деятели, которым мы с коллегами оппонировали, утверждают, что утильсбор – это способ защиты страны от автохлама. Однако они умалчивают, что высокие ставки на утильсбор и первичную регистрацию фактически вынудили наших сограждан приобретать авто в России, Армении, Кыргызстане. Еще они не говорят, что помимо «автохлама» казахстанцы приобретают и качественные авто за границей. Мне очень не по себе становится, когда я вижу, что простые ребята защищают антинародный квазиналог. Ниже ссылки на часть наших с ними бесед.
Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов прямо заявил, что утильсбор необходим для защиты своего рынка и развития машиностроения и автомобилестроения. Между тем, утилизационный сбор задумывался как мера защиты окружающей среды. А у нас получается, что граждане Казахстана вынуждены из своего кармана субсидировать «отечественный автопром». И не только те, кто покупает машину и уплачивает утильсбор, но и все остальные. Вслед за автомобилями дорожают продукты питания, бытовая техника и электроника, строительные материалы. Одним словом, дорожает вся наша жизнь (перевозчики закладывают расходы на утильсбор в стоимость своих услуг, что по цепочке приводит к удорожанию практически всего).
Что же вызвало у меня наибольшее недоумение – так это публикации некоторых журналистов, которые абсолютно не отражают реальную ситуацию. К примеру, материал «Казахстан оказался в списке стран с самыми низкими ценами на автомобили». Уже одно название этой статьи повергает в шок. Автор в Казахстане живет? Совесть есть у редакции Nur.kz?
В статье автор ссылается на портал Numbeo.com, который дает информацию о стоимости жизни в разных странах. Портал приводит данные о стоимости продуктов питания, жилья, транспорта и др. Говоря о ценах на машины, он показывает среднюю стоимость на 2 авто: Volkswagen Golf 1,4 Trendline и Toyota Corolla Sedan 1,6 Comfort (либо их новые эквиваленты). Удивительно, но оказалось, что в Казахстане стоимость новых Volkswagen Golf 1,4 Trendline составляет 7 млн тенге, а Toyota Corolla Sedan 1,6 Comfort – почти 8,7 млн тенге.
ОК, открываем Kolesa.kz. К сожалению, приложение показало, что в Казахстане мало относительно свежих гольфов. Всего 3 штуки 2015 года. 2 штуки стоят 8,5 млн тенге, 1 штука – 8 млн тенге. В любом случае дороже, чем то, что обещает портал Numbeo.com. Теперь возьмем Toyota Corolla. Приложение показывает, что короллы 2018 года стоят в среднем выше 9 млн тенге, а 2020 года – от 12 млн тенге. Портал Numbeo.com говорит именно о новых авто, поэтому для примера я больше ориентируюсь на свежие машины. Прикладываю скрины, но вы и сами можете проверить.
Давайте тогда сравним цены на популярные модели подержанных авто в Америке, России и Казахстане. Кстати, года три назад мой друг, который переехал из Казахстана в США, скинул фото своего Mitsubishi Outlander 2014 года. Я поздравил его с покупкой и спросил, сколько стоит в Америке такая машина. Ответ меня ошарашил: 10 тыс. долларов. Я сразу проверил приложение Kolesa.kz, у нас такая машина стоила почти 20 тыс. долларов. А о разнице в доходах американцев и казахстанцев и говорить смысла нет. Для них авто – это просто транспорт, а для нас уже практически роскошь.
Теперь я решил сравнить цены на 5 относительно популярных моделей авто в трех странах, для этого использовал известные порталы для покупки б/у машин: cars.com, auto.ru и kolesa.kz. Казахстан проигрывает в каждом случае. Смотрите сами (курсы валют по состоянию на конец ноября 2021 года, цены немного округлены).
1. Mitsubishi Outlander 2015:
— в США стоит 14 тыс. долларов (6 млн тенге);
— в России 1,5 млн руб. (8,7 млн тенге);
— в Казахстане 10,5 млн тенге.
2. Kia Sorento 2015:
— в США 18,5 тыс. долларов (8 млн тенге);
— в России 1,7 млн руб. (9,8 млн тенге);
— в Казахстане 12,5 млн тенге.
3. Toyota Corolla 2015:
— в США 17 тыс. долларов (7,3 млн тенге);
— в России 1 млн руб. (5,8 млн тенге);
— в Казахстане 8,5 млн тенге.
4. Hyundai Accent (Solaris) 2015:
— в США 12 тыс. долларов (5,2 млн тенге);
— в России 700 тыс. руб. (4 млн тенге);
— в Казахстане 6,3 млн тенге.
5. Chevrolet Cruze 2015:
— в США 12 тыс. долларов (5,2 млн тенге);
— в России 600 тыс. руб. (3,5 млн тенге);
— в Казахстане 6 млн тенге.
Обратите внимание! Разница между ценой в Казахстане и других странах – это примерно и есть размер нашего утильсбора, а также стоимость первичной регистрации авто (1 млн тенге – это утильсбор для авто с объемом двигателя в 1,6 л, 1,5 млн тенге – с объемом от 2 л до 3 л и 3,4 млн тенге – с объемом свыше 3 л. Стоимость первичной регистрации составляет 1,5 млн тенге для легковушек возрастом более трех лет).
И после этого кто-то из власть имущих осмеливается обвинять своих сограждан, что те едут за доступными машинами за границу? А поддерживающие казахских автомагнатов блогеры и журналисты пытаются утверждать, что в Казахстане недорогие авто, а утильсбор – это жизненно необходимый стране «иммунитет»?
Дамы и господа, спуститесь с небес на землю. Будьте вместе с народом. Время все расставит по местам. Как в глаза своим согражданам собираетесь смотреть, когда все это закончится, и мы добьемся снижения утильсбора?
И еще такой вопрос, почему молчит Оператор РОП? Он подобно страусу под натиском народной «любви» трусливо спрятал голову в песок. На 2gis.kz я нашел 13 отзывов в отношении этой организации с апреля прошлого года по ноябрь нынешнего. Каждый комментарий сопровождается одной звездой (из пяти). Люди пишут, что организация эта бесполезная, персонал грубый, дозвониться очень сложно. И ведь не поспоришь!
Медет Кумаргалиулы, обращаюсь к Вам как к руководителю ТОО Оператор РОП. Если Вы поддерживаете людей, то выступите с инициативой снизить размер утильсбора в разы. Если такая инициатива уже исходила от Вас, то расскажите, кто именно ее зарубил. Политику по утильсбору определяют в правительстве, а шишки летят на Вас и Ваших сотрудников.
Шынгыс ТЕМИР.