25 апреля 2024, Четверг

Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» изжил себя и должен быть заменен

Присоединяйся!

Корней Чуковский говорил, а следом за ним многие известные люди повторяли: «В России надо жить долго». Думаю, в Казахстане надо жить еще дольше. 20 лет мы твердили о декриминализации клеветы, пока ее не отправили в административные правонарушения. Столько же говорим, что нам нужен новый приличный закон о СМИ. Но – воз и ныне там. Попыток не оставляем. Снова сделали Обращение. На этот раз не только к Президенту, письма к которому возвращаются пустыми ответами из МИОР, но и к председателю Мажилиса, Уполномоченному по правам человека и членам Национального совета общественного доверия, - может, так удастся пробить стену умолчания. Прочитайте. Если согласны – присоединяйтесь.

«Обращаемся к вам в тревоге за перспективу реформирования национального законодательства, регламентирующего пределы свободы слова – фундаментального права, которое, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 59(I), является критерием всех остальных свобод.
Еще в 2017 году министр информации Даурен Абаев сообщил о начале в 2018 году работы над проектом нового закона «О средствах массовой информации». В мае 2021 года министр информации Аида Балаева рассказала в СМИ, что готовится «абсолютно новый проект закона о средствах массовых коммуникаций». Однако в том же месяце вице- министр информации Кемелбек Ойшибаев сообщил в официальном письме, что правительство еще только будет решать, «будет ли это новый закон либо отдельные поправки в действующее законодательство». 8 ноября 2021 года в ходе республиканской конференции «Каким быть закону о СМИ?», организованной гражданским сектором страны, со стороны представителей государственных органов ни разу не было конкретизировано, готовится новый закон или поправки к действующему.
Считаем, что действующий с 1999 года Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» изжил себя и должен быть заменен. К настоящему времени в него внесено 167 поправок, значительная часть которых направлена на усиление и расширение учетных и контрольных функций государственных органов. В то же время в нем отсутствуют конкретные обязательства государства по обеспечению права на свободу слова, четкие условия ограничения этого права в соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 39 Конституции РК, нормы ответственности за нарушение этих ограничений, ответственности за неоправданное ограничение права на свободу слова и многое другое, что необходимо учитывать в цифровую эпоху.
Судя по открытым данным, реальная цель законодательных изменений, которые готовит Министерство информации и общественного развития — расширение контрольно-учетных функций самого министерства, ограничение общедоступного использования интернет-пространства, правовые ограничения онлайн-телевещания и социальных сетей. Эти цели нельзя признать конституционными.
Помимо этого, несмотря на то, что 85% СМИ юридически являются частными, в реальности основным заказчиком контента является государство. Если в целом рынок рекламы составляет около 50 млрд. тенге, то госзаказ в СМИ в два раза больше – порядка 100 млрд. тенге. Это самый высокий объем господдержки в странах ЦА и не только, что является серьезным основанием для включения антимонопольного регулирования отрасли. В то же время, достоверных данных об эффективности госзаказа зачастую мы не знаем, но, судя по данным соцопросов, осведомленность населения о программах господдержки на низком уровне, а среди источников информации растет доля соцсетей и месенджеров, что говорит о низкой эффективности госинформзаказа.
Представители медийного сообщества страны имеют свои концептуальные и конкретные предложения по выравниванию конкуренции на медиа-рынке, росту его эффективности и в целом созданию атмосферы свободы слова в стране, которые должны быть отражены в проекте будущего закона. Однако все попытки гражданского общества добиться публичной и коллегиальной разработки проекта нового закона о гарантиях и пределах свободы слова до сих пор разбиваются о туманные обещания министерства сделать это в неопределенном будущем. Считаем, что такая позиция идет вразрез с объявленным Президентом курсом на строительство слышащего государства, обязательной составляющей которого является постоянный диалог власти и общества.
Просим взять на особый контроль работу над проектом нового закона, регламентирующего деятельность средств массовой информации и свободу слова в целом, с тем, чтобы обеспечить ее публичность и коллегиальность, начиная с разработки концепций реформирования медийного законодательства».
_____________________
Обращение подписали президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Тамара Калеева, координатор региональной медиа-платформы Qalam Карлыгаш Еженова, директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова, , генеральный директор издания Vlast.kz Вячеслав Абрамов, директор общественного фонда Tilshi Аскар Актлеуов, директор Международного центра журналистики MediaNet Адил Джалилов, председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев.