15 сентября 2024, Воскресенье

Как предпринимателям возместить убытки после погромов?

Мнение эксперта

Мы подготовили предложения о мерах поддержки казахстанского бизнеса, который пострадал в ходе трагических событий января 2022 года. У меня уже есть интересный опыт работы в кризисной ситуации – с момента начала распространения коронавируса в Казахстане мы с коллегами работали в оперштабе Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" по поддержке бизнеса. Тогда занимались сбором проблем, выработкой мер поддержки, взаимодействием с госорганами и просто были на связи с предпринимателями. От НПП «Атамекен» в этом деле работала профессиональная команда, я очень рад, что смог получить бесценный опыт в тот период и благодарен тогдашнему своему руководству.

   Нынешняя ситуация во многом похожа на то, что началось в марте 2020 года: бизнес понес убытки, не смог работать полноценно, была блокирована логистика, люди были заперты по домам, был введен режим чрезвычайного положения (ЧП). В этой ситуации можно добавить отключения интернета, массовые порча и хищения имущества, умышленные убийства.  Бизнес нуждается отчасти в тех же мерах поддержки, что были оказаны в пандемию. Эти предложения были направлены в НПП «Атамекен». Вчера, 10 января, и.о. премьер-министра Алихан Смаилов поручил госорганам и НПП «Атамекен» изучить все конструктивные предложения и направить их в миннацэкономики. Мы уже направили эти предложения в Нацпалату.

Мы поделили предлагаемые меры поддержки на оперативные, т.е. те, что нужно принимать уже сейчас, и системные – они немного терпят, но и с ними затягивать не стоит. Спойлер: проблема утильсбора в списке системных мер поддержки.

 

I. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРЫ

  1. Возмещение.
  2. Налоги.
  3. Аренда.
  4. Коммунальные платежи.
  5. Закупки.
  6. Кредиты.
  7. Заработные платы.
  8. Страховые выплаты.
  9. Комиссия.

Для реализации настоящих предложений возможно использовать формируемый НПП «Атамекен» реестр ущерба (список пострадавших предпринимателей). Некоторые меры уже предпринимаются, о некоторых из них ранее говорил не один человек. Дополнительные предложения прошу оставлять в комментариях.

 

  1. Возмещение.

1.1 Оказать денежное возмещение нанесенного имуществу предпринимателей ущерба в результате беспорядков и мародерства.

1.2 Создать диалоговую площадку с финансовыми институтами для предоставления заемных средств пострадавшим предпринимателям на льготных условиях.

Что нужно для этого сделать:

1) организовать подсчет ущерба и инициировать возмещение перед правительством, общественными фондами, меценатами, а также финансовыми институтами. Мера уже прорабатывается НПП «Атамекен». В целях исключения различных манипуляций и возникновения у общества недоверия – предлагается опубликовать механизм и отчеты по возмещению;

2) разработать программы льготного финансирования пострадавших предпринимателей.

 

  1. Налоги.

2.1 Предоставить пострадавшим предпринимателям разумную отсрочку уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам по ФОТ.

2.2 На разумный срок продлить пострадавшим предпринимателям сроки исполнения уведомлений налоговиков и приостановить все проверки в отношении бизнеса.

2.3 Приостановить пострадавшим предпринимателям начисление пени по неуплаченным налогам.

2.4 Отказаться от арестов счетов пострадавших предпринимателей.

2.5 Предоставить налогоплательщикам разумную отсрочку для сдачи налоговых и статистических отчетов.

2.6 Предоставить возможность отправки на экспорт грузов с ручным заверением от КГД (таможни) на период отсутствия стабильного интернет-соединения.

Что нужно для этого сделать: принять соответствующие постановления Правительства РК в рамках режима ЧП.

 

  1. Аренда.

3.1 Освободить бизнес наиболее пострадавших регионов от арендной платы по объектам госимущества и имущества субъектов квазигосударственного сектора на период от 3 до 6 месяцев.

3.2 Проработать вопрос освобождения пострадавших предпринимателей-арендаторов от арендных платежей (либо предоставления им скидок, отсрочек, рассрочек оплаты арендных платежей) частными арендодателями.

Что нужно для этого сделать:

1) внести поправки в правила аренды объектов госимущества (по аналогии с практикой, имевшей место в 2020-2021 годах в связи с коронавирусными ограничениями);

2) направить письма госорганами в адрес курируемых ими субъектов квазигоссектора;

3) организовать медиативные площадки на базе региональных палат предпринимателей с целью урегулирования вопросов освобождения от аренды коммерческой недвижимости (либо предоставления скидок, отсрочек, рассрочек).

 

  1. Коммунальные платежи.

Предоставить отсрочку (либо рассрочку) по уплате любых коммунальных платежей для пострадавших предпринимателей.

Что нужно для этого сделать: минэнерго, миннацэкономики и комитету по регулированию естественных монополий предложить обратиться к монополистам с призывом не взимать плату за коммунальные расходы в течение разумного срока и не начислять пеню, неустойку за нарушение сроков оплаты потребителями.

 

  1. Закупки.

Освободить пострадавших поставщиков (либо поставщиков, в цепочке поставок которых присутствует пострадавший субъект предпринимательства) регулируемых закупок от ответственности (неустойка, признание недобросовестными поставщиками) при неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств в рамках договоров закупок.

Что нужно для этого сделать:

1) внести соответствующие поправки в правила госзакупок, правила закупок отдельных субъектов квазигоссектора;

2) направить письма от госорганов в адрес курируемых ими субъектов квазигоссектора о необходимости отказа от применения штрафных санкций к поставщикам (потенциальным поставщикам) за нарушения условий договоров при возникновении форс-мажорного обстоятельства;

3) Внешнеторговой палате Казахстана перейти в режим ускоренного и упрощенного предоставления свидетельств о форс-мажоре (по аналогии с ситуацией 2020 года).

 

  1. Кредиты.

Ввести отсрочки выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам пострадавших предпринимателей на разумный срок.

Что нужно для этого сделать: агентству по регулированию и развитию финансового рынка принять соответствующий приказ.

 

  1. Заработные платы.

У большинства сотрудников, которые занимаются прямыми продажами и консультациями в торговых центрах по действующим трудовым договорам выплата заработной платы осуществляется до 10 числа следующего месяца. В связи с введением режима ЧП и отключением доступа к сети Интернет заработную плату не выплатили многим работникам.

Кроме того, в ходе беспорядков многие магазины были разгромлены, т.е. временно исчезли рабочие места. Из-за особенностей продаж многих сотрудников невозможно перевести на дистанционный режим работы. Есть риск социального недовольства работников из-за отсутствия заработной платы.

Что нужно для этого сделать: рассмотрение вопроса субсидирования заработной платы по аналогии с выплатами 42,5 тыс. тенге в 2020 году. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления выделенной интернет полосы для выплаты заработной платы сотрудникам.

 

  1. Страховые выплаты.

В ходе беспорядков многим предпринимателям нанесен материальный ущерб: похищены товары, разгромлены помещения. Но во многих договорах о страховании товаров отсутствуют положения о наступлении страхового случая из-за актов терроризма или иных социальных происшествий. Бизнес опасается: юридически может оказаться так, что страховой случай даже не наступил.

Что нужно для этого сделать: предлагается рассмотреть возможность организации страховых выплат страховыми компаниями под гарантии государства.

 

  1. Вовлечение бизнес-сообщества.

Широкое вовлечение бизнес-сообщества (в особенности пострадавших регионов) в процесс обсуждения и выработки мер поддержки бизнеса.

Что нужно для этого сделать: организовать межведомственную комиссию с участием всех ответственных государственных органов, НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциаций для обсуждения ситуации и совместной выработки мер поддержки.

 

II. СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ

  1. Отмена утильсбора и первичной регистрации с целью выстраивания справедливой системы утилизации (либо введение временного моратория). В любом случае – полная перезагрузка этих платежей.

1.1 Отмена утильсбора и сбора за первичную регистрацию на автотранспорт, сельхозтехнику, кабель с целью оздоровления соответствующих рынков и повышения доступности социально значимых средств передвижения и производства.

1.2 По остальным товарам (шины, жидкости, аккумуляторы, упаковка и т.д.) обеспечить размеры утиьсбора ровно в том размере, какой необходим для сбора, транспортировки и утилизации товаров после утраты потребительских свойств. Надо произвести пересмотр требований к поставщикам и производителям к созданию собственной системы сбора, транспортировки и утилизации.

1.3 С целью выстраивания справедливой системы утилизации ввести конкуренцию в сферу операторов утилизации по четким требованиям и при полном контроле антимонопольного органа. #НЕТУТИЛЬСБОРУ #НетОператоруРОП

 

  1. Отмена всех информационных инициатив (либо введение временного моратория):

— сопроводительные накладные на товары;

— цифровая маркировка;

— блокировка электронных счетов-фактур;

— выбивание фискальных чеков при оплате через карточки.

 

  1. Отменить обязательное применение POS-терминалов (либо введение временного моратория).

 

  1. Возврат порога по НДС до 30 тыс. МРП.

 

  1. Замена 15% штрафа за превышение порога по НДС на предупреждение.

 

  1. Не учитывать безналичные карточные платежи в расчете порога по НДС.

 

  1. Установить единый платеж с ФОТ для МСБ в 20% уже в 2022 году.

 

Шынгыс ТЕМИР.

 

P.S. Помимо юридической практики с 1 ноября я занял пост зампреда Союза независимого автобизнеса Казахстана (сейчас мы проводим небольшой ребрендинг). Эти предложения мы выработали в рамках внутренних обсуждений и консультаций с коллегами и другими бизнес-ассоциациями. Плюс, использовал ряд предложений двухлетней давности.