Мы подготовили предложения о мерах поддержки казахстанского бизнеса, который пострадал в ходе трагических событий января 2022 года. У меня уже есть интересный опыт работы в кризисной ситуации – с момента начала распространения коронавируса в Казахстане мы с коллегами работали в оперштабе Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" по поддержке бизнеса. Тогда занимались сбором проблем, выработкой мер поддержки, взаимодействием с госорганами и просто были на связи с предпринимателями. От НПП «Атамекен» в этом деле работала профессиональная команда, я очень рад, что смог получить бесценный опыт в тот период и благодарен тогдашнему своему руководству.
Нынешняя ситуация во многом похожа на то, что началось в марте 2020 года: бизнес понес убытки, не смог работать полноценно, была блокирована логистика, люди были заперты по домам, был введен режим чрезвычайного положения (ЧП). В этой ситуации можно добавить отключения интернета, массовые порча и хищения имущества, умышленные убийства. Бизнес нуждается отчасти в тех же мерах поддержки, что были оказаны в пандемию. Эти предложения были направлены в НПП «Атамекен». Вчера, 10 января, и.о. премьер-министра Алихан Смаилов поручил госорганам и НПП «Атамекен» изучить все конструктивные предложения и направить их в миннацэкономики. Мы уже направили эти предложения в Нацпалату.
Мы поделили предлагаемые меры поддержки на оперативные, т.е. те, что нужно принимать уже сейчас, и системные – они немного терпят, но и с ними затягивать не стоит. Спойлер: проблема утильсбора в списке системных мер поддержки.
I. ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРЫ
- Возмещение.
- Налоги.
- Аренда.
- Коммунальные платежи.
- Закупки.
- Кредиты.
- Заработные платы.
- Страховые выплаты.
- Комиссия.
Для реализации настоящих предложений возможно использовать формируемый НПП «Атамекен» реестр ущерба (список пострадавших предпринимателей). Некоторые меры уже предпринимаются, о некоторых из них ранее говорил не один человек. Дополнительные предложения прошу оставлять в комментариях.
- Возмещение.
1.1 Оказать денежное возмещение нанесенного имуществу предпринимателей ущерба в результате беспорядков и мародерства.
1.2 Создать диалоговую площадку с финансовыми институтами для предоставления заемных средств пострадавшим предпринимателям на льготных условиях.
Что нужно для этого сделать:
1) организовать подсчет ущерба и инициировать возмещение перед правительством, общественными фондами, меценатами, а также финансовыми институтами. Мера уже прорабатывается НПП «Атамекен». В целях исключения различных манипуляций и возникновения у общества недоверия – предлагается опубликовать механизм и отчеты по возмещению;
2) разработать программы льготного финансирования пострадавших предпринимателей.
- Налоги.
2.1 Предоставить пострадавшим предпринимателям разумную отсрочку уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам по ФОТ.
2.2 На разумный срок продлить пострадавшим предпринимателям сроки исполнения уведомлений налоговиков и приостановить все проверки в отношении бизнеса.
2.3 Приостановить пострадавшим предпринимателям начисление пени по неуплаченным налогам.
2.4 Отказаться от арестов счетов пострадавших предпринимателей.
2.5 Предоставить налогоплательщикам разумную отсрочку для сдачи налоговых и статистических отчетов.
2.6 Предоставить возможность отправки на экспорт грузов с ручным заверением от КГД (таможни) на период отсутствия стабильного интернет-соединения.
Что нужно для этого сделать: принять соответствующие постановления Правительства РК в рамках режима ЧП.
- Аренда.
3.1 Освободить бизнес наиболее пострадавших регионов от арендной платы по объектам госимущества и имущества субъектов квазигосударственного сектора на период от 3 до 6 месяцев.
3.2 Проработать вопрос освобождения пострадавших предпринимателей-арендаторов от арендных платежей (либо предоставления им скидок, отсрочек, рассрочек оплаты арендных платежей) частными арендодателями.
Что нужно для этого сделать:
1) внести поправки в правила аренды объектов госимущества (по аналогии с практикой, имевшей место в 2020-2021 годах в связи с коронавирусными ограничениями);
2) направить письма госорганами в адрес курируемых ими субъектов квазигоссектора;
3) организовать медиативные площадки на базе региональных палат предпринимателей с целью урегулирования вопросов освобождения от аренды коммерческой недвижимости (либо предоставления скидок, отсрочек, рассрочек).
- Коммунальные платежи.
Предоставить отсрочку (либо рассрочку) по уплате любых коммунальных платежей для пострадавших предпринимателей.
Что нужно для этого сделать: минэнерго, миннацэкономики и комитету по регулированию естественных монополий предложить обратиться к монополистам с призывом не взимать плату за коммунальные расходы в течение разумного срока и не начислять пеню, неустойку за нарушение сроков оплаты потребителями.
- Закупки.
Освободить пострадавших поставщиков (либо поставщиков, в цепочке поставок которых присутствует пострадавший субъект предпринимательства) регулируемых закупок от ответственности (неустойка, признание недобросовестными поставщиками) при неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств в рамках договоров закупок.
Что нужно для этого сделать:
1) внести соответствующие поправки в правила госзакупок, правила закупок отдельных субъектов квазигоссектора;
2) направить письма от госорганов в адрес курируемых ими субъектов квазигоссектора о необходимости отказа от применения штрафных санкций к поставщикам (потенциальным поставщикам) за нарушения условий договоров при возникновении форс-мажорного обстоятельства;
3) Внешнеторговой палате Казахстана перейти в режим ускоренного и упрощенного предоставления свидетельств о форс-мажоре (по аналогии с ситуацией 2020 года).
- Кредиты.
Ввести отсрочки выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам пострадавших предпринимателей на разумный срок.
Что нужно для этого сделать: агентству по регулированию и развитию финансового рынка принять соответствующий приказ.
- Заработные платы.
У большинства сотрудников, которые занимаются прямыми продажами и консультациями в торговых центрах по действующим трудовым договорам выплата заработной платы осуществляется до 10 числа следующего месяца. В связи с введением режима ЧП и отключением доступа к сети Интернет заработную плату не выплатили многим работникам.
Кроме того, в ходе беспорядков многие магазины были разгромлены, т.е. временно исчезли рабочие места. Из-за особенностей продаж многих сотрудников невозможно перевести на дистанционный режим работы. Есть риск социального недовольства работников из-за отсутствия заработной платы.
Что нужно для этого сделать: рассмотрение вопроса субсидирования заработной платы по аналогии с выплатами 42,5 тыс. тенге в 2020 году. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления выделенной интернет полосы для выплаты заработной платы сотрудникам.
- Страховые выплаты.
В ходе беспорядков многим предпринимателям нанесен материальный ущерб: похищены товары, разгромлены помещения. Но во многих договорах о страховании товаров отсутствуют положения о наступлении страхового случая из-за актов терроризма или иных социальных происшествий. Бизнес опасается: юридически может оказаться так, что страховой случай даже не наступил.
Что нужно для этого сделать: предлагается рассмотреть возможность организации страховых выплат страховыми компаниями под гарантии государства.
- Вовлечение бизнес-сообщества.
Широкое вовлечение бизнес-сообщества (в особенности пострадавших регионов) в процесс обсуждения и выработки мер поддержки бизнеса.
Что нужно для этого сделать: организовать межведомственную комиссию с участием всех ответственных государственных органов, НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциаций для обсуждения ситуации и совместной выработки мер поддержки.
II. СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ
- Отмена утильсбора и первичной регистрации с целью выстраивания справедливой системы утилизации (либо введение временного моратория). В любом случае – полная перезагрузка этих платежей.
1.1 Отмена утильсбора и сбора за первичную регистрацию на автотранспорт, сельхозтехнику, кабель с целью оздоровления соответствующих рынков и повышения доступности социально значимых средств передвижения и производства.
1.2 По остальным товарам (шины, жидкости, аккумуляторы, упаковка и т.д.) обеспечить размеры утиьсбора ровно в том размере, какой необходим для сбора, транспортировки и утилизации товаров после утраты потребительских свойств. Надо произвести пересмотр требований к поставщикам и производителям к созданию собственной системы сбора, транспортировки и утилизации.
1.3 С целью выстраивания справедливой системы утилизации ввести конкуренцию в сферу операторов утилизации по четким требованиям и при полном контроле антимонопольного органа. #НЕТУТИЛЬСБОРУ #НетОператоруРОП
- Отмена всех информационных инициатив (либо введение временного моратория):
— сопроводительные накладные на товары;
— цифровая маркировка;
— блокировка электронных счетов-фактур;
— выбивание фискальных чеков при оплате через карточки.
- Отменить обязательное применение POS-терминалов (либо введение временного моратория).
- Возврат порога по НДС до 30 тыс. МРП.
- Замена 15% штрафа за превышение порога по НДС на предупреждение.
- Не учитывать безналичные карточные платежи в расчете порога по НДС.
- Установить единый платеж с ФОТ для МСБ в 20% уже в 2022 году.
Шынгыс ТЕМИР.
P.S. Помимо юридической практики с 1 ноября я занял пост зампреда Союза независимого автобизнеса Казахстана (сейчас мы проводим небольшой ребрендинг). Эти предложения мы выработали в рамках внутренних обсуждений и консультаций с коллегами и другими бизнес-ассоциациями. Плюс, использовал ряд предложений двухлетней давности.