11 октября 2024, Пятница

Отозвана декларация о намерениях между РК и ОАЭ

Столкнётся ли Казахстан с репутационными рисками?

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов, ещё будучи временно исполняющим обязанности, подписал постановление №3 об отзыве известной декларации с Эмиратами, по которой на весьма неоднозначных условиях создалось бы некое ГЧП с гарантированной государством доходностью в 13% инвесторам, плюс индексация на инфляцию. И, в придачу, половина энергетики Казахстана могла уйти из госактивов методом прямой адресной продажи.

Казахстанские экономисты, оценивая ситуацию, говорят, что в принципе инвесторам из Эмиратов мы бы были только рады, но: на общих основаниях, через прозрачный конкурс, на их собственные деньги и с принятием инвестором всех коммерческих рисков. Кто же будет против именно такой схемы?

Напомним, как всё начиналось.

Итогом октябрьского визита занимавшего тогда пост премьера страны Аскара Мамина в ОАЭ стал проект Совместной декларации правительства РК и правительства ОАЭ (и прилагаемого пакета документов, соответственно) о создании долгосрочного стратегического партнёрства для развития проектов в приоритетных отраслях.

Как сообщили тогда информагентства страны, «по итогам переговоров подписано межправительственное соглашение об установлении долгосрочного стратегического партнёрства по развитию проектов в приоритетных отраслях экономики. Документ направлен на реализацию проектов в энергетическом, агропромышленном, транспортно-логистическом, фармацевтическом и финансовом секторах национальной экономики РК  общим объемом инвестиций более 6 миллиардов долларов».

Стороны намеревались реализовать проекты в РК в сферах электроэнергетики, фармацевтики, АПК, транспорта и логистики и иных отраслях по согласованию обеими сторонами (далее — стратегические инвестиционные проекты).

Наши страны признавали, что при определении стратегических инвестпроектов в сфере электроэнергетики они будут реализованы путём создания энергетического холдинга фондами национального благосостояния Сторон при наличии всех необходимых согласований с вводом новой электрической мощности общим объёмом около 5ГВт и строительством соответствующих объектов согласно передовым международным практикам и применимым международным стандартам». В достаточно пространном документе упоминались «прямые адресные продажи до 100% государственных долей участия в уставном капитале ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» и ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» консорциуму инвесторов Абу-Даби и казахстанских инвесторов. Для реализации стратегических инвестиционных проектов «Самрук-Казыне» разрешается отчуждать до 39% акций АО «KEGOC» и 49% акций АО «Самрук-Энерго» и (или) активов группы компаний АО «Самрук-Энерго». В отношении стратегических инвестпроектов в сфере производства электроэнергии договоры купли-продажи электроэнергии могут быть заключены на срок до 25 лет». В приложении к декларации — «Перечне стратегических инвестиционных проектов» — под пунктами 5.1 и 5.2 тогда были указаны экибастузские станции ГРЭС-1 и ГРЭС-2. В сноске оговаривалось: «Отдельное приоритетное право на активы АО «Самрук-Энерго» (пункты 5.1-5.15) не будет предоставлено. Партнёрство предполагало взаимные уступки и взаимную же ответственность. В соответствии с законодательством РК, правительство страны соглашалось покрыть затраты на строительство инфраструктуры, которая должна была создаться для выполнения требований по присоединению объектов, расположенных на проектных участках. А вариант отчуждения «39% акций АО «KEGOC» и 49% акций АО «Самрук-Энерго» и (или) активов группы компаний АО «Самрук-Энерго» стал бы дополнительной гарантией.

И вот теперь проект оказался не нужен.

Разумеется, в социальных сетях люди, владеющие темой, задают вполне логичные вопросы: «А как же стабильность контрактов? Инвестиционный климат принесён в жертву межпрезидентской грызне?», «А это разве хорошо для будущих FDI (прямые иностранные инвестиции. — В.А.)? Со стороны это выглядит как «кидок» арабов Казахстаном (вне зависимости от происхождения “арабов”). Я думаю, все это увидели и записали в блокнот. В итоге все будущие сделки будут предлагаться более токсичными инвесторами и на более невыгодных условиях», «Тогда вариант только с российскими инвестициями остаётся… Те со своими контингентами не побоятся входить на наш рынок. Хотя были кейсы, когда наши даже Прохорова «кидали», «Это была декларация о намерениях, передумали, всё норм», «Посмотрим, как это пройдёт в бизнес-медиа. Как напечатают, так и будут воспринимать».

Эксперты высказывают опасения, что отмена упомянутой декларации может привести к тому, что «будем развивать «мирный атом». Да и репутационные риски в такой ситуации никто не отменял.

Виталий АСЕЕВ.