9 декабря 2024, Понедельник

Бюджет народного участия: по многочисленным заявкам населения

В Алматы завершился семинар-тренинг для представителей СМИ по теме «Бюджет народного участия». Организатором мероприятия выступила компания ERG, активно занимающаяся реализацией социальных проектов в ряде регионов Казахстана, в том числе – в Экибастузе, где осуществляет деятельность АО «ЕЭК» (разрез «Восточный»).

В ходе первого дня мастер-класс для журналистов провела вице-президент ОЮЛ «Ассоциация друзей Тель-Авивского университета в Республике Казахстан» Сания Арапова.

Бюджет народного участия это возможность воплотить в реальность предложения жителей населённых пунктов страны по модернизации инфраструктуры городов, посёлков, сёл. Делать это можно как за счёт средств местных бюджетов, так и на деньги крупных промышленных предприятий.

Например, в Экибастузе по инициативе работников разреза «Восточный» появились детские площадки и тёплый павильон автобусной остановки.

— Инициативное бюджетирование (партисипаторное бюджетирование) – вовлечение граждан в процесс распределения части бюджетных средств, — пояснила Сания Арапова. — Итак. «Туган кала» – одна из практик инициативного бюджетирования, проект ERG в городах присутствия предприятий — развитие и благоустройство территорий районов города на основании инициатив и предложений граждан.

Бюджет народного участия – одна из практик инициативного бюджетирования, государственный проект, реализуется в городах областного и республиканского значения – инструмент участия граждан в бюджетном процессе в рамках Концепции «Слышащего государства» по развитию и благоустройству родных городов.

Основные принципы БНУ — отбор проектов на конкурсной основе, равный доступ жителей к участию в конкурсном отборе, открытость и гласность процедур проведения конкурсного отбора.

Типология проектов:

▪ Озеленение территории;

▪ Обустройство тротуаров;

▪ Строительство и ремонт тротуаров, пандусов, арыков;

▪ Создание, ремонт и освещение мест общего пользования (парки, скверы, пешеходные зоны и иные объекты);

▪ Ремонт бордюр, брусчатки, подпорных стен;

▪ Ликвидация свалок;

▪ Установка и ремонт беседок, скамеек, урн, оборудования и конструкций для игр детей и отдыха взрослого населения в местах общего пользования;

▪ Установка, ремонт и освещение спортивных (тренажёрных площадок, футбольных, баскетбольных, волейбольных полей), детских игровых площадок на дворовых территориях и в местах общего пользования.

Определено, что «Бюджет народного участия» должен реализоваться по линейной схеме, включая выдвижение, экспертизу и отбор путём онлайн-голосования проектных предложений граждан. Определены основные требования и ограничения для «Бюджета народного участия». При этом у акиматов остаются широкие возможности для детализации всех процессов реализации «Бюджета народного участия», что позволяет учесть местные особенности уже сложившихся подходов по работе с гражданами.

В специально подготовленном издании о схемах реализации БНУ упоминается: «Начнём с описания распространённой ошибки. Часто бывает так, что все новые приказы, задания, поручения или распоряжения вышестоящих органов власти воспринимаются примерно одинаково. Их нужно просто исполнить. Чиновники в любой стране с умеренным рвением начинают исполнять новый приказ, определяют ответственного, устанавливают сроки исполнения, выделяют ресурсы и вышестоящий руководитель просто ожидает доклада об исполнении. Всё? Нет, не всё!

Если новое дело касается привлечения граждан, это не работает.

Здесь нужна сложная система. Предусмотреть нужно и непонимание, и недоверие, и споры, и даже попытки нажиться за счёт государства.

Мировой опыт показывает, что если в органах исполнительной власти назначить ответственного сотрудника за реализацию «Бюджета народного участия», одновременно с этим продолжить спрашивать с него за выполнение текущих обязанностей и ещё дать 2-3 поручения, то это приведёт к недовольству граждан и неэффектному исполнению приказа в итоге. Почему так? Рассмотрим пример. В городе со стотысячным населением захотят подать проектное предложение 300 человек, и у половины из них будут уточняющие вопросы. Они попытаются связаться с ответственным, получить консультацию, попросить что-то подкорректировать или добавить. Вопросы могут быть и по финансам, и по стратегическому развитию города, и технического характера. Сможет ли на них ответить один занятой сотрудник? Очевидно, нет.

Поэтому в акимате перед началом планирования «Бюджета народного участия» необходимо определить все цели и задачи Проекта. Понять объём работ для решения каждой задачи. И наконец, определить, кто их будет решать.

Подготовил Игорь ТИМОШЕНКО.