19 апреля 2024, Пятница

Экибастуз-2023: три проекта бюджета народного участия

На 2023 год в Экибастузе запланирована реализация трёх проектов по программе «Бюджет народного участия» (БНУ). Установка двух детских современных площадок во дворах домов по улице Машхура Жусупа, 37, 37а, 37б, 37г и во дворе дома №61а по улице А.Молдагуловой. А также устройство проекционного пешеходного перехода (световая линия) у дома №95 по улице Беркимбаева. Об этом на сессии городского маслихата рассказала руководитель отдела экономики и финансов акимата Экибастуза Салтанат Корабаева.

Вместе с тем, было отмечено, что активность экибастузцев в части предложений по проектам бюджета народного участия крайне низкая. Возможно, это происходит ещё и потому, что реализация проектов предполагает составление проектно-сметной документации, в чём рядовые граждане не всегда сильны.

Об основных моментах подготовки проектов БНУ рассказали спикеры недавно проходившего в Алматы семинара по реализации БНУ для журналистов, организаторами которого стали компания ERG и фонд «Qalam».

Если остановиться на очевидных целях подготовки к реализации проекта БНУ, то список задач для их достижения будет таким:

− организовать разработку нормативной документации проекта, включая документы, регламентирующие роль экспертного совета;

− определить участников проекта;

− уточнить задачи и выстроить структуру взаимодействия организаторов, определить их роли;

− провести обучение всех участников проекта (все должны однозначно понимать проект и уметь решать свои задачи);

− провести совместно со всеми организаторами планирование проекта, включая календарный и медиа-планы, выделить этапы проекта;

− разработать критерии успеха для каждого этапа реализации проекта;

− обеспечить организаторов проекта ресурсами, достаточными для выполнения своей роли;

− организовать работу портала проекта — основного информационного ресурса;

− согласовать со средствами массовой информации и другими владельцами информационных ресурсов их участие в проекте;

− разработать/согласовать брендирование проекта в вашем городе;

− уточнить порядок голосования за проектные предложения жителей, разработать регламент, не вызывающий конфликтов и недоверия к итогам голосования.

Очевидно, что реализация бюджета народного участия — это задача коллектива, а не одного (и даже не трёх) специалистов. В мировой практике чаще всего для подобных проектов применяют организационные схемы, когда в исполнительном органе назначают организатора (куратора) проекта, а вот непосредственные исполнители задач привлекаются специально со стороны. Можно рекомендовать и планирование, и постановку задач проводить совместно с привлечёнными организаторами. В таком случае понимание сути проекта и ответственность исполнителей возрастают, что положительно скажется на итогах реализации бюджета народного участия.

Для того, чтобы проект был действенным, необходимо установить жёсткие сроки прохождения всех этапов его реализации. Не секрет, что неудачное планирование и несвоевременное проведение предварительных процедур часто приводят к срыву жизненно важных для населённого пункта проектов. Экибастузцы (впрочем, как и жители других городов) часто могут стать свидетелями поздней реализации проектов. Зачастую доходит до абсурда: дорожные работы могут вести в условиях непогоды (дождя, снега), что категорически запрещено. Как правило, происходит это по причине задержек с проведением конкурсов и тендеров. Нередко недобросовестным оказывается подрядчик, и его приходится в срочном порядке менять. Вот почему так важно строго придерживаться сроков реализации каждого этапа проекта БНУ.

Например:

— до 15 февраля — объявление о начале отбора;

— с 20 февраля по 10 марта — приём проектных предложений;

— до 25 марта — решение экспертного совета о допуске к голосованию;

— до 24 апреля — онлайн-голосование за проекты жителей;

— до 30 апреля — принятие решения об итогах отбора;

— не позднее 10 числа каждого месяца информировать горожан о ходе реализации проекта. 

Такой график позволяет сделать все процедуры максимально прозрачными.

Общие рамки проекта — параметры правил —оставляют возможность широко управлять ходом самого проекта и его результатами на местах, то есть, создавая «Положения о проекте» на местах, вы имеете возможность развивать и дополнять проект. Чтобы он дал акимату максимальную пользу, необходимо, чтобы победителей было больше, чем проигравших, соотношение победитель/проигравший желательно привести к процентному показателю 70/30.

Чтобы достичь соотношения 70/30, необходимо детализировать часть параметров с учётом стратегических планов или назревших проблем в области инфраструктуры, а также особенностей работы с населением. При этом отбор всех 100% предложений от числа поданных и допущенных также в мировой практике не приветствуется. В этом случае у проекта пропадает конкурсность, что ведёт к снижению качества проектных предложений в будущем. В практике реализации бюджета народного участия в Республике Казахстан в 2020 году такое соотношение было близко в Костанае (4/7) и Атырау (4/9) и идеальным в г. Хромтау в корпоративном социальном проекте «Бюджет участия» от ERG (13/17). А, например, в Караганде и Семее победили 100% допущенных к голосованию. Но обычно такое соотношение выдерживается всего на уровне 30%.

Подготовил Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.