Лето приближается к своему пику. Насколько июль нынешнего года неблагоприятен для фермера? Как нынешняя жара может сказаться на урожае 2023 года?
Об этом – в интервью с руководителем крестьянского хозяйства, депутатом городского маслихата Жанатом ИБРАЕВЫМ.
— Жанат Хамитович, последние недели в регионе стоит жара. Наверняка, это не может не сказываться на состоянии посевов и трав.
— Зерновые дали нормальные всходы, но проблемы остаются. Дожди вроде есть, но не такие сильные, как хотелось бы. И, конечно, дожди в нынешнем году – поздние. По зерновым — всё будет зависеть от дождей. Где-то посевы уже и колос кинули. Надеемся, что дожди ещё будут. Такая весна многообещающая была: снега много, мы эту влагу задержали. Благодаря этой влаге всходы неплохие пошли.
Дают о себе знать прошлогодние пожары. Там, где в прошлом году было много пожаров, хорошей травы в нынешнем — ждать не приходится. Хорошо, если через год. Так получилось, что из-за пожаров 2022 года нам пришлось косить в других местах. Замкнутый круг: и там, где скосили в прошлом году, и там, где были пожары – в этом году урожая трав не будет. Теперь косить будем километров за 50-70, потому что ближе сена просто нет. А это – серьёзные затраты. По сенокосу будут очень большие проблемы. Сено – не то. Нет нормальной травы. После дождей травы немного позеленели, но не густые…
Акимат области обещает поддержать: вроде бы, животноводам собираются выделить какие-то субсидии. Но когда и сколько – вопрос не решён.
Степные пожары – тема наболевшая. Поднимаем её каждый год. Думал, после пожаров в Аманкарагае, «Семей орманы» на этот вопрос серьёзное внимание обратят… И, вроде, как начали… Но опять собираются оснащать добровольные пожарные расчёты однокубовыми УАЗиками. А насколько хватит этого одного куба воды?
— Какой выход из сложившейся ситуации?
— Сбываются предсказания, что наступают засушливые времена. Надо шире использовать возможности нашего канала имени Сатпаева. За счёт бюджета – строить ЛЭПы. Чтобы все, кто хочет заниматься орошением – могли подключиться к электричеству. Канал воду даёт, а электроэнергию – нет. Оно и понятно. Канал – объект стратегический. Не дай Бог авария на сетях – всё водоснабжение встанет. Есть ЛЭП «КазТрансОйл», но это тоже объект стратегический. Поэтому, повторюсь, надо за счёт бюджета строить линии электропередач. Будет электричество – будет орошение. Очень много вопросов решим. Будут и овощи дешёвые, и травы будем сеять многолетние.
— Какие ещё проблемы, кроме тех, что вы упомянули, доставят неудобства экибастузским сельхозпроизводителям?
— Есть проблема в районе реки Оленты недалеко от Новомарковки в Ерейментауском районе частник восстановил бывшую старую дамбу. Накапливает для себя воду. А в нашу сторону вода не дошла. В пойме реки Оленты крестьяне сильно страдают. Им скот поить нечем.
Ждём ещё одну напасть – саранчу. Слух прошёл: вроде как в Баянауле уже появилась. Этого боимся больше всего.
И, конечно, надо развивать молочную отрасль. Этому у нас мало внимания уделяют. Молока мало, производят, как правило, продукты «одного дня» — кефир, ряженку. А вот, например, концентрированного молока своего нет. То что есть с казахскими названиями – производится в Беларуси.
— Сельхозпроизводителям в большинстве случаев приходится рассчитывать только на себя?
— В целом нельзя сказать, что государство не обращает внимания на проблемы фермеров, крестьянских хозяйств. Поддержка есть, чувствуется. То же удешевлённое топливо. На посевную мы его получили. Ждём, что помогут получить и на уборку. Если дадут субсидии на сенокос – тоже хорошая поддержка.
Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото автора.