7 ноября 2024, Четверг

Фермеры Экибастуза бьют тревогу

Руководители крупных мясных хозяйств Павлодарской области обратились с письмом к Президенту страны, депутатам Мажилиса Парламента РК, руководителям министерств и ведомств. В числе подписавших письмо — главы крестьянских хозяйств Экибастузского региона и конкретно — Жанат Ибраев, глава крестьянского хозяйства, депутат городского маслихата, интервью с которым было опубликовано в прошлом номере нашего издания. До выхода этого номера газеты произошли страшные для фермера события: сгорели пастбища, где пасся его скот.

К тексту письма (печатаем с сокращениями).

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Совсем недавно вы поставили задачу — сделать приоритетным направлением экспорт качественной продукции животноводства.

Наше историческое животноводство в реалиях нашего времени и факторов является низкорентабельной, трудозатратной, долгоокупаемой и убыточной отраслью.

Уполномоченным органам — МСХ РК, Комитету ветеринарии, контроля и надзора МСХ, министерству экологии и ресурсов, МИО необходимо принять меры оперативного реагирования с учётом сегодняшних реалий и прогнозов развития мясной отрасли, решить возникшие проблемы. Фермерские хозяйства республики не видят перспективы нести бремя содержания хозяйств сейчас и в ближайшие годы, заниматься содержанием и развитием мясной отрасли с постоянно меняющимися программами и закрытыми рынками сбыта (закрытие границ).

За последние три-четыре года назрели проблемы, которые делают экономически не выгодным развитие животноводческой отрасли. По ним необходимо оперативно принимать решения на вашем высоком уровне.

  1. Вводимые запреты на экспорт живого скота (разработанные квоты фактически не работают).
  2. Перенасыщенный/перегруженный местный рынок сбыта мяса, отсутствие перспективы экспорта мясной продукции.
  3. Экологическая катастрофа, связанная с отсутствием воды в поймах реки Иртыш и засуха.
  4. Ежегодное недофинансирование и неравномерное распределение возмещений за содержание маточного поголовья КРС между мясным и молочным поголовьем, растениеводством».

Главы хозяйств упоминают, что четвёртый год подряд МСХ РК вводит ограничения на экспорт живого скота посредством квотирования:

«С 30 июня вновь продлён запрет на экспорт живого скота сроком на 6 месяцев (по квоте разрешается вывоз бычков старше 12 месяцев и баранчиков старше 6 месяцев. Лимит по КРС на одну откормочную площадку составляет 500 голов, на одного товаропроизводителя -–200 голов. По МРС: на одну откормочную площадку — 1000 голов, на одного товаропроизводителя — 500 голов).

Глава минсельхоза напомнил, что аналогичные квоты действовали с декабря 2022 года по март 2023 года. Однако реально за этот период было вывезено гораздо меньше разрешённого объёма.

«По факту вывезено только 3,6 тысяч КРС или 5,9% от квоты в 60000 голов и 730 МРС от квоты 120000 (0,6%)», — отметил министр МСХ. При этом не уточнил: с чем связано такое низкое освоение квот. Ранее животноводы заявляли, что их не устраивает форма распределения разрешений на вывоз скота: она не учитывает мощности откормплощадки или фермы. Каждое предприятие получает одинаковую возможность вывоза без учёта того, сколько оно содержит скота. А раздробление общей квоты на множество предприятий делает вывоз сельхозживотных экономически не целесообразным. На это обращали внимание многие отраслевые ассоциации, включая Мясной союз.

Фактически распределение данных квот не работает в реальности, так как экспорта 200 голов живых бычков или 500 голов КРС фермерскому хозяйству необходимо построить необходимую инфраструктуру на сумму не менее 70-80 миллионов тенге, пригласить за собственный счёт представителей ветеринарии Республики Узбекистан (например), но и в этом случае нет гарантии в получении аккредитации на импорт с узбекской стороны.

Таким образом, экспорт живых бычков искусственно сдержан и фермерские хозяйства либо работают в ноль, либо в убыток.

Так как живой скот силами МСХ РК четвёртый год направляется на мясоперерабатывающие комбинаты Казахстана, МПК существуют и зарабатывают за счёт фермерских хозяйств.

Несмотря на постоянные заверения МСХ РК и Комитета ветеринарии, контроля и надзора, Казахстан не получил одобрения от Международного эпизодического бюро и не вошёл в список стран, свободных от ящура.

Факт экспорта мясной продукции Казахстана в 2023 году сорван.

Казахстан не попал в список стран, свободных от ящура без применения вакцинации. Как сообщает «Хабар-24», Всемирная организация охраны здоровья приняла именно такое решение.

Фермерские хозяйства не покрывают собственные ежегодные убытки, реализуя живой скот на местном рынке. При этом за счёт собственного выращенного скота содержат мясокомбинаты.

Пока ещё Узбекистан, Киргизия, Таджикистан готовы приобретать живой скот, мясную продукцию из Казахстана, несмотря на ящур и заключение МЭБ.

Необходимо пошагово:

— установить квоту 120000 бычков и 150000 МРС, но убрать ограничения до 200 голов живых бычков или 500 голов МРС;

— установить квоту 20000 племенных тёлок/бычков и 30000 МРС, установить ограничения до 500 голов племенного скота КРС или 1500 МРС (таким образом вырастет статус племенных хозяйств, что даст импульс для увеличения количества и качества племенных хозяйств);

— получить заключение с МЭБ о благополучной зоне с вакцинацией;

— аккредитовать отечественные мясокомбинаты на экспорт мясной продукции в дальние и ближние государства (КНР и т.д.).

Минсельхоз планирует увеличить сумму микрокредитования до 8 тысяч МРП для тех сельчан, кто вовремя выплатил задолженность и готов повторно поучаствовать в программе «Ауыл аманаты». Об этом на встрече с участниками программы рассказал представитель МСХ, сообщает World of NAN.

По программе «Ауыл аманаты» планируется выделить 1 триллион тенге под 2,5% годовых, а для животноводства — до 7 лет, что даст положительный импульс для создания сотен тысяч личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Однако, у вновь созданных ЛПХ (фермерские хозяйства) нет ни складов, ни переработки, тем более — экспортных контрактов. То есть, их продукция будет реализовываться только в сезон и ещё больше разогревать местный рынок. Реализация будет ниже себестоимости, а это — убыток (отсутствие инфраструктуры, ветеринарного сопровождения, кормов, запреты на вывоз, отсутствие протекционизма).

Программа «Ауыл аманаты» очень хорошая, с лояльными условиями, но куда фермерские хозяйства с новыми/созданными ЛПХ будут продавать живой скот и мясную продукцию на местном рынке?

Необходимо:

— развивать форвардный закуп — выделять средства весной на отгонное животноводство, а фермер обязуется реализовывать мясную продукцию по социальной цене с осени до весны на местном рынке;

— параллельно оказывать протекцию по аккредитации отечественных МПК на экспортных рынках (РФ, КНР и т.д.).

Заготовка кормов для зимнего содержания КРС является одним из основных направлений для сохранения и развития текущего поголовья скота. За последние 3 года более 30% животноводческих ферм республики прекратили существование.

Заготовка грубых кормов (сенокосы) в пойме реки Иртыш является одним из важных факторов в сохранении мясного поголовья.

Однако, сейчас мы имеем не затопление сенокосных угодий, утверждённый график ежегодного попуска воды Межведомственной комиссией фактически был уменьшен значительно. В животноводческих районах мы наблюдаем затопление только на 10-15%.

В мае 2020 года заливные луга были достаточно залиты водой (был нерест рыбы), фермеры в срок заготовили грубые корма.

Уже в 2021 году из-за аномальной жары и низкого уровня осадков пастбища были пересушены, и это сказалось на животноводстве.

В Павлодарской области с 2021 года сокращается разлив Иртыша. Сенокосные угодья не заливаются надлежащим образом, снизились темпы заготовки грубых кормов. Их дефицит ведёт к удорожанию сена для ЛПХ.

Всё это отразится на поголовье скота и ликвидации осенью поголовья маточного скота.

Необходимой воды в животноводческих районах вдоль Иртыша нет, на отдельные сенокосы вода вообще не дошла. Ситуация катастрофическая. Перспектива развития отгонного животноводства и ЛПХ под угрозой. В период отсутствия осадков пастбища вытаптываются огромными стадами сайгаков. Не хватает житняка».

Здесь необходимо упомянуть, что проблема орошения пастбищ, сенокосов, посевных площадей крайне актуальна и для Экибастуза. Особенно, если учесть, что единственным водным источником для нашего региона фактически является участок канала имени Сатпаева. Нам крайне важны ежегодные и в полном объёме попуски из канала в пойму реки Оленты.

Вернёмся к письму:

«Мы обеспокоены перспективой развития животноводства.

Необходимо:

  1. Ввести режим ЧС;
  2. Осуществить форвардный закуп всей мясной продукции (КРС, МРС, лошадей);
  3. Стимулировать (субсидировать) выращивание многолетних трав;
  4. Ежегодно обнародовать планируемый и фактический графики попуска воды в реку Иртыш через СМИ с указанием членов комиссии и ответственных лиц, ввести персональную ответственность, держать попуски на постоянном контроле.

В текущих условиях, в период засухи нет кормов, нет экспортных рынков по мясу, нет реального экспорта живого скота, нет форвардного закупа мясной продукции, переполнен местный рынок сбыта (по отчётам МИО, местный рынок мяса более чем на 100% обеспечен отечественным мясом).

В настоящее время уже идёт сдача скота на убойные пункты. Осенью цена на мясо упадёт, мы останемся без маточного поголовья КРС, фермерские хозяйства будут либо банкротиться, либо продаваться.

В вышеупомянутых условиях необходимо:

— выделить земли лесного фонда под заготовку кормов;

— выделить субсидии на многолетние травы;

— субсидировать из местного бюджета приобретение кормозаготовительной техники;

— через СМИ проинформировать население о всех льготных программах по поддержке сельского хозяйства;

— в 2023 году возместить затраты за одну маточную голову мясного направления КРС в размере 30000 тенге, МРС — 5000 тенге. Предусмотреть необходимые средства при уточнении бюджета 3 квартала;

— ежегодно поддерживать сельское хозяйство по заготовке кормов из местного бюджета, но не по остаточному принципу».

_____________________________

Комментарий на тему

Николай АРСЮТИН: «В играх с сельхозпроизводителями, как правило, проигрывает потребитель»

В числе адресатов письма, направленного руководителями хозяйств руководству страны — депутат Мажилиса Парламента РК от партии «Ауыл», наш земляк Николай Геннадьевич Арсютин. Его мнение — в блиц-интервью для нашего портала.

— Николай Геннадьевич, насколько оправданы опасения фермеров, изложенные в письме?

— На сегодня правительство, используя свою власть, пытается удержать рост цен на продукты питания, в том числе на социально значимые за счёт всевозможных ограничений и запретов на вывоз за пределы страны. К чему приводит вмешательство государства в частный бизнес — легко увидеть на примере Кызылординской области, когда в 2022 году для того чтобы обеспечить стабфонд СПК дешёвым луком ввели запрет на его экспорт. В результате было приобретено и заложено порядка 80000 тонн лука по цене 70 тенге за килограмм, которые потом с учётом расходов на хранение и переработку продавали по 150 тенге. Общий сбор урожая составил 1,1 миллиона тонн при общей годовой  потребности казахстанцев — порядка 315 тысяч тонн. Министерство сельского хозяйства свою задачу выполнило, однако производители и крестьяне из-за отсутствия овощехранилищ не смогли реализовать продукцию с поля, в результате чего весь урожай просто сгнил на полях. Аналогичная ситуация складывается и сейчас со скотом. Запретив его вывоз на экспорт, вроде преследуется благая цель насыщения внутреннего рынка дешёвым мясом. По факту его переизбыток не действует на отыгрывание цен «вниз», наоборот, с учётом отсутствия кормов, увеличивается расходная часть на его содержание. Крестьянин не готов работать себе в убыток и поэтому возникает непонимание: для чего эти запреты. Кстати, с начала освоения целины Казахстан никогда не импортировал сельхозпродукцию, вплоть до развала СССР. Мы этому учимся. Нельзя бить сельхозпроизводителя по рукам. Культуру экспорта нужно культивировать годами.

— С агропромом складывается интересная ситуация. Вроде, все понимают, что это — как ничто другое — наше. Это — наш потенциал. Тем не менее, постоянно наступаем на одни и те же грабли — бросаем сельхозпроизводителя на самовыживание. 

— Конечно, излишне говорить, что именно агропром — стратегическая отрасль для Казахстана. Развивая сельское хозяйство поступательно и гибко, оказывая поддержку фермерам, аграриям, производителям продукции, можно добиться того, чтобы Казахстан стал реальным и достойным партнёром мирового рынка сельхозпродукции. При этом необходимо помнить: в играх с сельхозпроизводителями, как правило, проигрывает потребитель.

Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото В.ФАДЕЕВА.