Мы завершаем публикацию аналитических материалов, основанных на отчёте Ревизионной комиссии по Павлодарской области об исполнении бюджета Экибастуза за 2022 год. Напоминаем, что все приводимые данные датируются началом 2023 года. В тех случаях, если за I полугодие 2023 года отдельные пункты стали неактуальны — мы указываем это в комментариях.
На основе оценки исполнения местного бюджета за 2022 год следует сделать следующие выводы.
- В отчётный период отмечено снижение объёмов промышленного производства (ИФО 97,2%) и рост валового выпуска продукции сельского хозяйства (ИФО 109,3%), строительства (ИФО 104,2%), инвестиций в основной капитал (ИФО 106,1%).
В сравнении с 2021 годом увеличилось количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (89,6%), увеличен оборот розничной торговли (ИФО 100,1%).
В 2022 году увеличилась средняя заработная плата и составила 307,2 тыс. тенге (в 2021 году – 258,3 тыс.тенге, в 2020 – 223,8 тыс. тенге, в 2019 – 176,6 тыс. тенге, в 2018 — 165,3 тыс. тенге).
- Высокая частота корректировок бюджета, ежеквартальное изменение норматива распределения налогов свидетельствует о наличие недостатков при прогнозировании плановых показателей.
В целом прогнозные показатели поступления бюджета за 2022 год исполнены на 100,3%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение поступлений на 12,7%.
За отчётный период налоговые поступления в бюджет перевыполнены (100,4 %) за счёт перевыполнения сбора всех видов налога.
По состоянию на 1 октября 2022 года по КБК 101205 «Индивидуальный подоходный налог с доходов иностранных граждан, не облагаемый у источника выплаты» фактическое поступление составило 8,2 млн. тенге, однако уполномоченным органом по планированию при уточнении от 8 декабря 2022 года объём по данному КБК не изменён.
При этом следует отметить, что Ревизионной комиссией по КБК 101205 уже отмечалось перевыполнение годового плана по итогам 9 месяцев 2022 года, однако при уточнении бюджета, проведённого 8 декабря 2022 года, план не был скорректирован.
Таким образом, как следствие отсутствия надлежащего анализа и контроля со стороны уполномоченного органа по планированию и, соответственно, некачественного планирования, более 107387,9 тыс. тенге не запланированные, но фактически поступившие в бюджет, не были своевременно направлены на решение социально-экономических нужд города.
По оценке ревизионной комиссии, в целом, исполнение плановых показателей налоговых поступлений достигнуто, чего достаточно для выполнения в полном объёме принятых обязательств по программам и мероприятиям, утверждённым бюджетом города.
По сравнению с 1 января 2022 года (1995038,9 тыс. тенге) сумма недоимки в местный бюджет снизилась на 1487216,2 тыс. тенге. Из анализа недоимки видно, что по всем КБК местного бюджета наблюдается снижение недоимки.
Неналоговые поступления в 2022 году (501879,5 тыс.тенге) в сравнении с соответствующим периодом 2021 года увеличились на 76% (2021 г – 284 643,9 тыс. тенге).
Ревизионной комиссией отмечено перевыполнение плановых показателей практически по всем неналоговым поступлениям, что свидетельствует о некачественном планировании и помесячном распределении средств, отсутствии должного мониторинга и взаимодействия уполномоченных органов по исполнению местного бюджета с департаментом госдоходов по городу Экибастузу.
В целом исполнение расходов местного бюджета имеет положительную тенденцию по освоению бюджетных средств.
Расходная часть бюджета на 98,9%. (на 1.01.2022 – 97,8%).
За 2022 год дебиторская задолженность уменьшилась на 38,6% в сравнении с 2021 годом (на 1.01.2022 г. – 34,362 млн. тенге) и составила 21,094 млн. тенге. Наблюдается увеличение кредиторской задолженности по Экибастузу в 1,3 раза (на 1.01.2023г. — 459,6 млн. тенге, на 1.01.2022 – 339,8 млн. тенге).
Наличие и рост текущей кредиторской задолженности за отчётный период, а также прошлых лет свидетельствуют о неэффективном управлении администраторами бюджетных программ бюджетными средствами
- В целом Комплексный план состоит из 114 организационных и реализационных мероприятий, финансируемых в рамках республиканского, местных бюджетов и за счёт привлечения других источников.
В соответствии с Комплексным планом, в 2022 году была запланирована реализация 82 мероприятий на общую сумму 190,1 млрд. тенге (со сроками завершения: в 2021 году – 4 мероприятия, 2022 году – 27 мероприятий (4 пункта снято с контроля)) из них:
– республиканский бюджет – 14,8 млрд. тенге;
– местный бюджет – 5,4 млрд. тенге;
– другие источники – 169,9 млрд. тенге.
По итогам 2022 года:
– исполнено – 12 мероприятий;
– не исполнено – 16 мероприятий;
– на исполнении – 50 мероприятий.
Примечание. Согласно информации руководителя отдела экономики и финансов акимата города С.Корабаевой, по состоянию на 1 января 2023 года из общего числа пунктов КПР исполнены и сняты с контроля, согласно резолюции первого заместителя премьер-министра РК Р.В.Скляра, 24 мероприятия.
- Перечень приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов на 2022 год утверждён в количестве 28 проектов на общую сумму 8500136,0 тыс. тенге.
В последующем в перечень приоритетных бюджетных инвестиций внесены изменения в части увеличения инвестиционных проектов до 45 на общую сумму 13002417 тыс. тенге.
Исполнение на 1 января 2023 года составило 12601506,2 тыс. тенге, отклонение — 400910,8 тыс. тенге или освоение — 96,9%.
В целом, реализация 43 из 45 бюджетных инвестиционных проектов оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие Экибастуза.
- Исполнение затрат бюджета города в 2021 году осуществлялось в разрезе 13 функциональных групп по 81 бюджетной программе, администрируемой 14 государственными органами.
- По оценке Ревизионной комиссии, отмечается рост результатов финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Горводоканал» на 8,6%, ТОО «Офис-сервис» на 49,5%. Однако, по остальным субъектам имеется нулевой результат по итогам года, что свидетельствует о неэффективном использовании предприятиями коммунального имущества и создаёт риски убыточности предприятий.
При этом необходимо отметить наличие остатков на счетах подведомственных организаций квазигосударственного сектора на общую сумму 98217,6 тыс. тенге, в том числе КГКП ГДК «Өнер» — 85353 тыс. тенге или 86,9%, ГКП «Горводоканал» — 9401,1 тыс. тенге или 9,5%.
Наличие на конец отчётного периода неиспользованных средств на счетах субъектов квазигосударственного сектора указывают на неэффективное исполнение бюджетных программ, в соответствии со статьёй 97 Бюджетного кодекса.
Местным исполнительным органам рекомендуется усилить ответственность администраторов бюджетных программ за реализацию инвестиционных проектов и достижение показателей результатов бюджетных программ.
Администраторам бюджетных программ:
— переориентировать деятельность с формального освоения бюджетных средств на достижение результатов бюджетных программ, исходя из необходимости наилучшего и эффективного достижения социально-экономических целей региона;
— обеспечить достижение показателей и индикаторов Комплексного плана социально-экономического развития, и показателей результатов бюджетных программ;
— принять меры по повышению качества бюджетного планирования, осуществлять планирование бюджетных средств с учётом принципов бюджетной системы;
— принять меры по сокращению кредиторских задолженностей и недопущении их впредь;
— принять меры по повышению безубыточности и эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Отделу экономики и финансов города Экибастуза:
— усилить координацию деятельности администраторов бюджетных программ при формировании и исполнении бюджета города Экибастуза в соответствии с принципами бюджетной системы;
— в целях исключения рисков несвоевременного погашения бюджетных кредитов, усилить контроль за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и принять меры по обеспечению надлежащего их мониторинга;
— принять меры по сокращению кредиторских задолженностей и недопущении их впредь;
— обеспечить надлежащую организацию бухгалтерского учёта и составление консолидированной финансовой отчётности;
— обеспечить представление в ревизионную комиссию ежегодных отчётов об исполнении местных бюджетов за истекший финансовый год и ежемесячных отчётов об исполнении местных бюджетов с учётом статьи 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;
— усилить контроль за ходом реализации Комплексного плана социально-экономического развития города;
— принять меры по повышению качества бюджетного планирования, осуществлять планирование бюджетных средств с учётом принципов бюджетной системы;
— не допускать фактов необоснованного занижения прогнозных показателей по налоговым и неналоговым поступлениям, принимать во внимание объективный рост поступлений с учётом фактического их исполнения за предыдущие периоды и роста основных макроэкономических показателей на планируемый период.
Органам государственных доходов города Экибастуза:
— активизировать работу по взысканию образовавшейся недоимки и принятия дополнительных мер по улучшению налогового администрирования с целью полной ликвидации и недопущения е1 образования.
Подготовил Игорь ТИМОШЕНКО.
Фото автора.