20 апреля 2024, Суббота

Экибастуз в цифрах. Ревизионная комиссия рекомендует

Мы завершаем публикацию аналитических материалов, основанных на отчёте Ревизионной комиссии по Павлодарской области об исполнении бюджета Экибастуза за 2022 год. Напоминаем, что все приводимые данные датируются началом 2023 года. В тех случаях, если за I полугодие 2023 года отдельные пункты стали неактуальны — мы указываем это в комментариях.

На основе оценки исполнения местного бюджета за 2022 год следует сделать следующие выводы.

  1. В отчётный период отмечено снижение объёмов промышленного производства (ИФО 97,2%) и рост валового выпуска продукции сельского хозяйства (ИФО 109,3%), строительства (ИФО 104,2%), инвестиций в основной капитал (ИФО 106,1%).

В сравнении с 2021 годом увеличилось количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (89,6%), увеличен оборот розничной торговли (ИФО 100,1%).

В 2022 году увеличилась средняя заработная плата и составила 307,2 тыс. тенге (в 2021 году – 258,3 тыс.тенге, в 2020 – 223,8 тыс. тенге, в 2019 – 176,6 тыс. тенге, в 2018 — 165,3 тыс. тенге).

  1. Высокая частота корректировок бюджета, ежеквартальное изменение норматива распределения налогов свидетельствует о наличие недостатков при прогнозировании плановых показателей.

В целом прогнозные показатели поступления бюджета за 2022 год исполнены на 100,3%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение поступлений на 12,7%.

За отчётный период налоговые поступления в бюджет перевыполнены (100,4 %) за счёт перевыполнения сбора всех видов налога.

По состоянию на 1 октября 2022 года по КБК 101205 «Индивидуальный подоходный налог с доходов иностранных граждан, не облагаемый у источника выплаты» фактическое поступление составило 8,2 млн. тенге, однако уполномоченным органом по планированию при уточнении от 8 декабря 2022 года объём по данному КБК не изменён.

При этом следует отметить, что Ревизионной комиссией по КБК 101205 уже отмечалось перевыполнение годового плана по итогам 9 месяцев 2022 года, однако при уточнении бюджета, проведённого 8 декабря 2022 года, план не был скорректирован.

Таким образом, как следствие отсутствия надлежащего анализа и контроля со стороны уполномоченного органа по планированию и, соответственно, некачественного планирования, более 107387,9 тыс. тенге не запланированные, но фактически поступившие в бюджет, не были своевременно направлены на решение социально-экономических нужд города.

По оценке ревизионной комиссии, в целом, исполнение плановых показателей налоговых поступлений достигнуто, чего достаточно для выполнения в полном объёме принятых обязательств по программам и мероприятиям, утверждённым бюджетом города.

По сравнению с 1 января 2022 года (1995038,9 тыс. тенге) сумма недоимки в местный бюджет снизилась на 1487216,2 тыс. тенге. Из анализа недоимки видно, что по всем КБК местного бюджета наблюдается снижение недоимки.

 Неналоговые поступления в 2022 году (501879,5 тыс.тенге) в сравнении с соответствующим периодом 2021 года увеличились на 76% (2021 г – 284 643,9 тыс. тенге).

Ревизионной комиссией отмечено перевыполнение плановых показателей практически по всем неналоговым поступлениям, что свидетельствует о некачественном планировании и помесячном распределении средств, отсутствии должного мониторинга и взаимодействия уполномоченных органов по исполнению местного бюджета с департаментом госдоходов по городу Экибастузу.

В целом исполнение расходов местного бюджета имеет положительную тенденцию по освоению бюджетных средств.

Расходная часть бюджета на 98,9%. (на 1.01.2022 – 97,8%).

За 2022 год дебиторская задолженность уменьшилась на 38,6% в сравнении с 2021 годом (на 1.01.2022 г. – 34,362 млн. тенге) и составила 21,094 млн. тенге. Наблюдается увеличение кредиторской задолженности по Экибастузу в 1,3 раза (на 1.01.2023г. — 459,6 млн. тенге, на 1.01.2022  – 339,8 млн. тенге).

Наличие и рост текущей кредиторской задолженности за отчётный период, а также прошлых лет свидетельствуют о неэффективном управлении администраторами бюджетных программ бюджетными средствами

  1. В целом Комплексный план состоит из 114 организационных и реализационных мероприятий, финансируемых в рамках республиканского, местных бюджетов и за счёт привлечения других источников.

В соответствии с Комплексным планом, в 2022 году была запланирована реализация 82 мероприятий на общую сумму 190,1 млрд. тенге (со сроками завершения: в 2021 году – 4 мероприятия, 2022 году – 27 мероприятий (4 пункта снято с контроля)) из них:

– республиканский бюджет – 14,8 млрд. тенге;

– местный бюджет – 5,4 млрд. тенге;

– другие источники – 169,9 млрд. тенге.

По итогам 2022 года:

– исполнено – 12 мероприятий;

– не исполнено – 16 мероприятий;

– на исполнении – 50 мероприятий.

Примечание. Согласно информации руководителя отдела экономики и финансов акимата города С.Корабаевой, по состоянию на 1 января 2023 года из общего числа пунктов КПР исполнены и сняты с контроля, согласно резолюции первого заместителя премьер-министра РК Р.В.Скляра, 24 мероприятия.

  1. Перечень приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов на 2022 год утверждён в количестве 28 проектов на общую сумму 8500136,0 тыс. тенге.

В последующем в перечень приоритетных бюджетных инвестиций внесены изменения в части увеличения инвестиционных проектов до 45 на общую сумму 13002417 тыс. тенге.

Исполнение на 1 января 2023 года составило 12601506,2 тыс. тенге, отклонение — 400910,8 тыс. тенге или освоение — 96,9%.

В целом, реализация 43 из 45 бюджетных инвестиционных проектов оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие Экибастуза.

  1. Исполнение затрат бюджета города в 2021 году осуществлялось в разрезе 13 функциональных групп по 81 бюджетной программе, администрируемой 14 государственными органами.
  2. По оценке Ревизионной комиссии, отмечается рост результатов финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Горводоканал» на 8,6%, ТОО «Офис-сервис» на 49,5%. Однако, по остальным субъектам имеется нулевой результат по итогам года, что свидетельствует о неэффективном использовании предприятиями коммунального имущества и создаёт риски убыточности предприятий.

При этом необходимо отметить наличие остатков на счетах подведомственных организаций квазигосударственного сектора на общую сумму 98217,6 тыс. тенге, в том числе КГКП ГДК «Өнер» — 85353 тыс. тенге или 86,9%, ГКП «Горводоканал» — 9401,1 тыс. тенге или 9,5%.

Наличие на конец отчётного периода неиспользованных средств на счетах субъектов квазигосударственного сектора указывают на неэффективное исполнение бюджетных программ, в соответствии со статьёй 97 Бюджетного кодекса.

Местным исполнительным органам рекомендуется усилить ответственность администраторов бюджетных программ за реализацию инвестиционных проектов и достижение показателей результатов бюджетных программ.

Администраторам бюджетных программ:

— переориентировать деятельность с формального освоения бюджетных средств на достижение результатов бюджетных программ, исходя из необходимости наилучшего и эффективного достижения социально-экономических целей региона;

— обеспечить достижение показателей и индикаторов Комплексного плана социально-экономического развития, и показателей результатов бюджетных программ;

— принять меры по повышению качества бюджетного планирования, осуществлять планирование бюджетных средств с учётом принципов бюджетной системы;

— принять меры по сокращению кредиторских задолженностей и недопущении их впредь;

— принять меры по повышению безубыточности и эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

Отделу экономики и финансов города Экибастуза:

— усилить координацию деятельности  администраторов бюджетных программ при формировании и исполнении бюджета города Экибастуза в соответствии с принципами бюджетной системы;

— в целях исключения рисков несвоевременного погашения бюджетных кредитов, усилить контроль за использованием бюджетных кредитов по целевому назначению и принять меры по обеспечению надлежащего их мониторинга;

— принять меры по сокращению кредиторских задолженностей и недопущении их впредь;

— обеспечить надлежащую организацию бухгалтерского учёта и составление консолидированной финансовой отчётности;

— обеспечить представление в ревизионную комиссию ежегодных отчётов об исполнении местных бюджетов за истекший финансовый год и ежемесячных отчётов об исполнении местных бюджетов с учётом статьи 6 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

— усилить контроль за ходом реализации Комплексного плана социально-экономического развития города;

— принять меры по повышению качества бюджетного планирования, осуществлять планирование бюджетных средств с учётом принципов бюджетной системы;

— не допускать фактов необоснованного занижения прогнозных показателей по налоговым и неналоговым поступлениям, принимать во внимание объективный рост поступлений с учётом фактического их исполнения за предыдущие периоды и роста основных макроэкономических показателей на планируемый период.

Органам государственных доходов города Экибастуза:

— активизировать работу по взысканию образовавшейся недоимки и принятия дополнительных мер по улучшению налогового администрирования с целью полной ликвидации и недопущения е1 образования.

Подготовил Игорь ТИМОШЕНКО.

Фото автора.