16 октября 2024, Среда

Уроки цифровой грамотности от Connect-Ed – мост к равным возможностям казахстанцев

Свыше 300 казахстанцев улучшили свои навыки работы в Интернете за последние пару лет. Помогли им в этом бесплатные интерактивные курсы цифровой грамотности от казахстанского ОФ Connect-Ed, появившегося в начале пандемии. 

Среди обученных на 11 потоках онлайн-курсов – более 220 детей и взрослых. Также порядка 100 пенсионеров научились пользоваться цифровыми инструментами на офлайн-обучении: платформой цифрового правительства, интернет-магазинами и даже противостоять интернет-мошенникам.

Сейчас команда фонда работает над проведением курса для пенсионеров в Шымкенте, но все желающие могут связаться с фондом для организации такого обучения.

 

Цифровая грамотность – один из важнейших навыков современного человека. И хотя мир без Интернета и работы в цифровом пространстве представить сложно, также сложна была ситуация с навыками работы в Интернете юных казахстанцев несколько лет назад. По информации Всемирного банка, до пандемии более чем 300 000 казахстанских школьников не имели доступа к компьютеру**. А 60% из них были функционально неграмотны*, т.е. их навыки чтения и письма были ниже уровня, необходимого для выполнения простейших общественных задач: чтение и применение инструкций, поиск нужной информации и др.

Видя сложившуюся ситуацию, Гульназ Корданова решила изменить положение дел и практически незамедлительно приступила к реализации своей идеи по преодолению цифрового неравенства.

– Во время пандемии вместе с командой я занималась запуском образовательного проекта. Именно эта работа подсветила отсутствие техники у детей. В то же время  мы, команда активистов, нашли конкурс грантов для помощи сообществам от НПО, подали заявку и получили финансирование. Так появился наш фонд. На первоначальном этапе мы сосредоточились на сборе и передаче техники детям. Затем к нам пришло понимание системной проблемы, поэтому для устойчивости проекта мы создали свою платформу в Интернете – сайт www.connect-ed.kz, – рассказывает основательница и директор фонда Гульназ Корданова.

По словам операционного директора организации Мадины Нуржановой, ограничиться лишь передачей техники не получилось, так как у детей отсутствовали необходимые навыки работы с ПК и в Интернете, поэтому команда фонда и начала проводить курсы по развитию цифровой грамотности.

Занятия фонд проводит на казахском и русском языках. Для детей и их родителей – удаленно. А пенсионеров фонд обучает офлайн, так как в этом случае важно совместно разобраться с использованием того или иного онлайн-инструмента.

– Обучение детей использованию компьютеров также важно, как и их наличие в семьях. Все это в совокупности будет влиять на их возможности при трудоустройстве и социально-экономическую мобильность. Сейчас работаем как со школьниками и людьми среднего возраста, так и с пенсионерами, – подытоживает Мадина.

По словам 75-летнего алматинца Токая Каныбета, курс по цифровой грамотности позволил ему сократить время на приобретение товаров – теперь он активный пользователь популярных маркетплейсов. А однажды аксакалу пришлось воспользоваться приобретенными навыками общения с мошенниками, представившимися ему молящем о помощи сыном, попавшим в беду.

Освещение проблемы цифрового неравенства в Казахстане, его влияния на качество обучения и получение образования – еще одна важная составляющая работы ОФ Connect-Ed. Однако так было не всегда.

На начальном этапе своего существования, пришедшегося на первые месяцы пандемии, команда фонда занималась сбором, приобретением и передачей компьютерной техники нуждающимся. Благодаря фонду более 1 000 казахстанских учеников из сельских школ, школьников с особыми образовательными потребностями и не имеющих цифровых девайсов смогли продолжить свое обучение.

Видя важность поднимаемой активистами проблемы, казахстанские НПО впоследствии поддержали и образовательную деятельность Connect-Ed. За ними последовали коммерческие организации, частные лица.

Технику команда фонда продолжает распределять среди нуждающихся, проживающих в Алматы, Астане, Атырау, Урале, Шу, Усть-Каменогорске, Караганде, Актобе, Сарыагаше, Туркестане и Павлодаре, так как только из этих городов пока поступают заявки. Проверенные контакты благополучателей организации предоставляeт и helpcenter.life.

– Фонд помог моим детям стать более подкованными в плане использования компьютерной техники, да и просто позволил получать образование, на должном уровне выполнять домашние задания, – рассказывает павлодарец Сергей. – Для семьи с пятью малолетними детьми, двое из которых школьники и один студент, приобретение компьютера – чрезвычайно важная, но практически непосильная задача, учитывая дороговизну жизни. 

Ноутбук семье Новокрещенных команда фонда передала осенью 2022 года. А основной период обучения на дому дети учились по смартфону. Что примечательно, в фонд семье посоветовал обратиться психолог. По словам главы семейства, ноутбук прислали довольно быстро, в течение месяца.

Аналогичные истории рассказывают и другие благополучатели, которых затронула деятельность фонда.

Активность и неподдельная заинтересованность команды ОФ Connect-Ed по нивелированию цифрового неравенства в Казахстане – одна из ярких иллюстраций того, как решение одного человека может объеденить десятки неравнодушных и тем самым улучшить качество жизни сотен, а то и тысяч людей.

*https://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/post-covid-education-kazakhstan-heavy-losses-and-deepening-inequality

**https://www.caa-network.org/archives/19597

https://primeminister.kz/ru/news/reviews/distancionnoe-obuchenie-prodolzhitsya-v-kazahstane-s-1-sentyabrya-dezhurnye-klassy-obespechenie-uchebnikami-i-zakup-kompyuterov-1775416

Елена Гаркава.

Фото из архива фонда.

Публикация создана при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта «Ваш голос имеет значение. Гражданское участие в принятии решений посредством технологий», реализуемого Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА).  Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза и Фонда Евразия Центральной Азии.