15 декабря 2006 года был принят Закон Республики Казахстан «О культуре». Это хороший информативный повод поговорить о качестве культуры в стране, новых вызовах, перезагрузке культурного фона. Об этом – в интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК Ажар САГАНДЫКОВОЙ.
– Ажар Бахитовна, Закон «О культуре», как указано в предисловии к нему, «регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, распространения и использования культуры в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы государственной политики в области культуры». Насколько полно, на ваш взгляд, он отражает принципы подхода к такой важной составляющей общественной жизни и отвечает сегодняшнему времени? Какие статьи необходимо добавить? Может быть, от чего-то следует отказаться?
– Конечно же, любой закон, в первую очередь, создан как регулятивный инструмент какой-либо отрасли, и это надо понимать. Не всегда в законе прописаны подробно многие детали реализации такового, для этого создаётся много разных подзаконных актов. Это если о теоретической части. Если практически, то закон, к сожалению, не отражает той наполняющей, которая требует ежечасного внимания.
В марте нынешнего года была принята Концепция культурной политики Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы. Там достаточно хорошо прописаны основные проблемы. Но для её реализации необходимо сделать ревизию самого закона. По моему мнению, созданные в своё время рамочные законы, лишь определяют и устанавливают общие принципы сферы применения.
Простой пример. Я делала депутатский запрос по развитию культуры в сельской местности и поддержке молодёжи, получила пространный ответ, что в рамках закона всё выполняется. Открыв закон о культуре, вы тоже скажите: всё в порядке. Но в реальности культура на селе нуждается не в красивых отчётных бюджетных цифрах, а в реальной осмысленной поддержке местных исполнительных органов.
То же про архивы и библиотеки. Принятые законодательные инициативы кардинально не решили проблемы. До сих пор люди выходят на пенсии и не могут подтвердить свою работу (отсутствуют архивы). А библиотечный фонды к сожалению, мы часто находим на свалках. Кстати, в Павлодаре было по этому поводу несколько скандалов.
Культуру вообще отнесли в стране к отрасли «Креативная экономика». Но, на мой взгляд, нам необходимо менять сами подходы к понятию культуры. В этом ключе я абсолютно уверена, что все объекты культуры, которые являются носителями нашей идентичности, должны полностью финансироваться из бюджета, но не по остаточному принципу, а с привлечением может быть даже иностранных инвестиций. Да, это кажется сейчас скорее фантазией, но вспомните, как много исследований проводится в том же Египте чаще за счёт спонсорства и меценатства иностранцев. Мы же говорим о развитии туризма, не учитывая многовековой культурный потенциал страны.
Мне кажется, что уже необходимо создать систему поощрений для частных лиц, которые сохраняют и развивают наше культурное наследие. Например, программу налоговых послаблений для тех, кто дарит произведения искусства в музеи и другие учреждения, таким образом начинать развивать институт меценатства. Помимо этого важно разработать отдельную программу для субсидирования бизнеса, лояльного к продвижению культуры.
– Не секрет, что благодаря культурной экспансии можно практически захватывать огромные географические пространства без всякого оружия и насаждать на этих пространствах свою культуру. Одними из первых это поняли американцы. Продукция Голливуда, американская и британская рок-музыка буквально заполонили мир. Это позволило серьёзно продвинуть на мировой рынок английский язык. Стали модными англоязычные культурные явления – стал модным английский язык. Хороший опыт, не правда ли?
– Во-первых, надо признать, что американская культура действительно заполонила весь мир, во-вторых, она вобрала в себя культуру многих народов, модернизируя её под потребности современного общества.
Но обратной стороной этого является подавление национальных культур. У проводников экспансии нет цели сохранения разнообразия национальных культур, и мы это сейчас наблюдаем.
На уровне взрослых людей мы можем активно противостоять в продвижении кулинарии, музыки, даже кино. Но мы сильно проигрываем в плане развития национальной культуры для детей. Все знают Гарри Поттера, Властелина колец, героев комиксов. Эти книги и фильмы тиражируются тоннами.
А какой процент детей знает Ер-Тостика, Алдара Косе?
Сама недавно хотела купить для внучки книги (ребёнку 1 год) и была прям разочарована. Не нашла казахстанских книг для малышей. Вернее, нашла, но ужасного качества. Книжка-пазл сделана из низкокачественного материала, всё это скреплено гофрой для прокладки кабелей.
На одной из встреч представитель министерства просвещения сказала, что существует огромная проблема поиска авторов для детей. За последние годы минимальное количество книг написано именно для малышей, их практически нет. Мы активно проигрываем детей, и это для нас главная опасность.
– Ажар, вы из семьи, где очень крепки культурные традиции, уважительное отношение к творческому наследию предков. Развитие культуры обратно пропорционально росту негативных явлений в обществе. Криминалу, разрушению института семьи, деградации образовательных процессов. Какие основные вызовы благоприятному развитию культуры в Казахстане вы видите? Как предотвратить негативные тенденции?
Большое влияние на развитие культуры сейчас имеет, конечно же, социальная составляющая. Основная масса населения, к сожалению, живёт почти за чертой бедности. Многие работают на нескольких предприятиях, пытаясь обеспечить своих детей хотя бы самым необходимым. К сожалению, уже доказано, что модель поведения дети копируют на 90% из семьи. А что может взять ребёнок от родителей, которых видит лишь в промежутках между работами? Страшно говорить о примерах бытового насилия, особенно на юге. Опять же, конечно, с какой стороны посмотреть, на концерты некоторых идолов владеющих лишь нецензурной речью билетов не купить, а выставочные залы с шедеврами стоят практически пустыми.
Вот здесь и надо более глубоко посмотреть на проблему. Одной составляющей её является массовая урбанизация. Сейчас идёт очень сложный процесс адаптации населения к городской среде. Сельская культура более мягкая, со своими принципами, которые в большинстве своём не работают в мегаполисах. Но в то же время нет практической культуры проживания в городе, где многие вековые устои общества просто не работают.
И сейчас надо решать эту проблему, помочь людям справиться адаптироваться, вообще понять: где они и кто они? Нужно менять сознание и это не быстрый процесс.
С другой стороны, проблема развития культуры это и существующие юридические коллизии.
Опять пример из жизни. Павлодарские антимонопольщики ни с того ни с сего начали «кошмарить» Областной историко-краеведческий музей имени Потанина. Признали их монополистами и решили, что музею нужно сворачивать свою деятельность. Но самое глупое, на мой взгляд, это утверждение, что музей занимается патриотическим и эстетическим воспитанием граждан незаконно.
В беседе с журналистами представитель ДАЗРК заявила, что из устава просто необходимо убрать параграфы, описывающие работу с филиалами музея (их всего 6) и оставить в уставе просто общие формулировки о популяризации сферы культуры и искусств. Но, со слов руководителя музея: «Когда нас финконтроль проверяет, то придирается именно к расплывчатым формулировкам и требует, чтобы все было конкретно расписано».
В итоге получилось как в анекдоте, когда до столба правоохранитель смог «докопаться».
Конечно, одномоментно все проблемы не решить. Сейчас главное: не потеряться, не принимать резкие решения. Решать поэтапно насущные проблемы путём создания базы, а именно: прививать культуру с детства – в семье, в детсадах, школах. И продолжать развивать её в среде взрослых. Нет предела процессу улучшения окружающей жизни. А это и есть культура в самом своём изначальном значении.
– Как вы считаете, культуре Казахстана, народов его населяющих, удастся сделать серьёзный прорыв на мировой рынок кинематографа, музыки, литературы, живописи? Сможем мы достойно конкурировать с лидерами той самой культурной экспансии, о которой говорили выше? Каков наш потенциал?
— На самом деле американская культура это такой большой масс-маркет, где, несмотря на множество звёзд, всё же отсутствует по большому счёту индивидуальность, и наша страна довольно активно может противостоять этому.
Димаш, Мария Мудряк, Иманбек, Акжана Абдалиева. Это имена, которые сразу пришли на ум. Думаю, таких звёзд, прославляющих Казахстан, намного больше.
Я безусловно верю, что у нас в стране достаточное количество талантливых людей, что составляют огромный прорывной культурный пласт страны. Но, очень часто, настоящие таланты просто не имеют доступа к финансам, выделяемых государством для поддержки культуры. Немаловажным фактом, фактом печальным и первопричинным является разгул коррупции, кумовства в стране. Поэтому во всех сферах, в том числе и в культуре, первое и необходимое — это борьба с коррупцией.
В стране растёт активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии.
Как сказано в одном фильме: «У нас прекрасная молодёжь! Можно сказать, героическая! Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодёжь».
И будущее этой молодёжи и страны в целом зависит от нас. У нас впереди ещё много важных решений, и наша задача научиться жить всем в новой реальности, в новом социуме, где рядом будут идти развитие социального благополучия и культурные мировые прорывы.