4 декабря 2024, Среда

Николай АРСЮТИН: «Казахстан стоит перед выбором»

Недавняя отставка Правительства страны и приход нового кабинета предполагают изменение экономического курса Казахстана, внесение инновационных предложений по качественному оздоровлению рынка, структуры отраслей промышленного и аграрного комплекса, сферы потребительских услуг.

На вопросы нашего сайта отвечает депутат Мажилиса Парламента РК от НДПП «Ауыл» Николай Арсютин.

–– Николай Геннадьевич, какие риски, из стоящих на сегодня перед страной и обществом, на ваш взгляд являются первоочередными?

–– Я каждый день наблюдаю сообщения о резком подорожании тех или иных услуг, тарифов и цен на продукты. Правительство придумывает какие-то запреты на вывоз, чтобы урегулировать цены на внутреннем рынке, решая свои вопросы, но делает это как-то вяло, неубедительно. При этом министрам абсолютно неважно, какой ущерб они наносят аграриям и другим производителям своими действиями. Любое вмешательство в частный бизнес создаёт диспропорции спроса и предложения на рынке, вредит имиджу страны в целом, так как несоблюдение своих же законов подрывает основы свободной конкуренции, торговли и договорных отношений. Почти во всех продуктах большая доля импорта. Это сельхозтехника, перерабатывающее оборудование, упаковка и так далее. За тридцать лет отсутствия контроля в отношении модернизации энергосистемы, водопроводов и теплопередающей инфраструктуры Правительство нужно «благодарить» за рост инфляции и тарифов на всё. Если суммировать все эти тревожные сигналы, становится реальной угроза опережающего роста цен на продовольствие по сравнению с заданным курсом инфляции. Безусловно, на сегодня необходимо серьёзно подойти к созданию Агробанка, заморозить тарифы монополий и пересмотреть фискальную политику государства.

–– Понятно, что за тридцать с небольшим лет независимости, создать какое-то «казахстанское экономическое чудо» в мире, где распределены рынки, крайне трудно. Тем не менее. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию с пользой для граждан, экономики, народного хозяйства, бизнеса?

–– Место на рынке всегда найдётся. Было бы желание и что предложить. А нам есть что привнести на мировые рынки. Двигаемся медленно, это правда. Координационный совет Альянса предпринимателей «Парасат» выступил с петицией, в которой изложены конкретные предложения по оздоровлению экономики. Документ обширный. Приведу лишь некоторые тезисы. «Президент обещал избирателям, что мы кардинально изменим модель развития экономики. Государство покончит с монополиями, загнавшими граждан в «ловушку бедности», обеспечит справедливое распределение доходов. Каждый, кто хочет и может трудиться, найдёт достойную работу. Каждому, кто нуждается в помощи, будет оказана поддержка государства и общества. Эффективность экономической политики будет оцениваться не только по росту ВВП, а по созданию качественных рабочих мест, увеличению реальных доходов граждан, повышению уровня образования, обеспечению услугами здравоохранения. Такие обязательства Президента перед народом Казахстана должны лечь в основу Национального плана. В той же мере Национальный план должен основываться на целеполаганиях Президента и поручениях Правительству, уже озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана. В частности, в послании от 1 сентября 2023 года провозглашены глубокие и всесторонние социально-экономические преобразования, переход на новую экономическую модель, во главе которой не абстрактные достижения, а реальное улучшение жизни граждан. Предстоит, было сказано Президентом, обеспечить справедливое распределение национальных богатств, чтобы каждый гражданин ощутил плоды поступательного экономического развития. И далее: мощный экономический рывок, создание прочного промышленного каркаса, обеспечение экономической самодостаточности, стабильный экономический рост на уровне 6-7 процентов, чтобы к 2029 году увеличить объём национальной экономики в два раза, до 450 миллиардов долларов. Поскольку реализация всех таких обещаний народу и президентских поручений Правительству возможна только с опорой на принятую на всенародном референдуме конституционную новацию, что земля и её недра принадлежат народу, Национальный план обязан взять за основу приоритет народной собственности на недра и дать ему практическое воплощение. А поскольку Конституция устанавливает, что право собственности на землю и недра от имени народа осуществляет правительство, Национальный план должен исходить из такой реформы формирования правительства, при которой оно действительно будет представлять интересы народа».

В петиции отмечен ещё один серьёзный момент. «Национальный банк вместо того, чтобы быть кредитором первой инстанции для кредитующих экономику банков второго уровня, сам является заёмщиком их «избыточной» ликвидности. Через продажу своих долговых нот и привлечение на свои счета депозитов, Нацбанк в постоянном режиме занимает у частных коммерческих банков от 3 до 4 триллионов тенге, ежегодно печатая под них по 600-900 миллиардов «доходности». Коммерческие банки, не озадачиваясь производственным кредитованием, имеют сверхприбыли, перегоняют незаработанную ликвидность в кредитное закабаление населения, проливают «свободные» средства инфляционным дождём на потребительский рынок. И копят всё больше «излишков», для прокручивания их через Национальный банк. Таким путём самим же Национальным банком, имеющим конституционную ответственность за сдерживание цен, разгоняется повышенная инфляция в национальной валюте. И он же, используя ускоряемый его же действиями рост цен, устанавливает повышенную базовую ставку, для, якобы, борьбы с инфляцией. В свою очередь, искусственно завышаемая стоимость тенге играет роль запретительного барьера для производственного кредитования, зато великолепно обогащает коммерческие банки – кредиторов не промышленности, а самого главного банка страны. По тем же методичкам Национальный банк и правительство не вмешиваются как в «плавающий» курс национальной валюты, так и в «свободно складывающийся» внешний платёжный баланс. В документе отмечается, что в результате только за прошлый год Казахстан, при вывозе сырья на 80 миллиардов долларов, свёл сальдо текущего счета с убытком в 9,8 миллиардов. А это не мелочь.

–– И это на фоне крайне неудовлетворительного финансового положения большого числа граждан страны.

–– В петиции, кстати, отмечается, что, по некоторым данным, в кредитной зависимости на сегодня находится более 8,4 миллиона казахстанцев, едва ли не каждый взрослый. Из них 1,7 миллиона человек уже не могут вовремя погасить свои долги.

В свою очередь, казахстанцев, имеющих хоть какие-то накопления в банках, всего не более пяти миллионов, из них у подавляющей массы на депозитах менее миллиона тенге, это не запас, а оперативный расход. Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в собственной стране человеку необходимо иметь страховой запас от потери работы, на свадьбу, поминки или операцию хотя бы в пять миллионов тенге, но таких в Казахстане не более 300 тысяч. Депозиты более пяти миллионов тенге всего у 150 тысяч наших соотечественников. Зато всего несколько тысяч лиц имеют сверхнакопления, а несколько сотен – гигантские. Меньшинству семейств старого Казахстана принадлежат две трети всех депозитов в казахстанских банках, и это, как отмечается в документе, прямой вызов проекту Нового справедливого Казахстана и провозгласившему необходимость реформ главе государства.

–– Какова реакция Акорды, главы государства на радикальные экономические предложения, исходящие от представителей бизнеса?

–– Подготовлен проект постановления «О комплексной либерализации экономики». Им оговариваются следующие принципы: сокращение государственного вмешательства – повсеместное уменьшение роли государства в экономике; государственное регулирование – сбалансированное и направленное на обеспечение эффективного функционирования рынка и защиту интересов всех участников регулирование государства; прозрачность – открытые и прозрачные для общества процессы в рамках либерализации экономики; конкуренция и разнообразие – создание конкурентного рынка, где субъекты предпринимательства могут свободно конкурировать друг с другом; учёт национальных интересов и безопасности – ограничения на продажу стратегически важных активов и предприятий и контроль над иностранными инвестициями в ключевые отрасли.

Далее в документе –– конкретные предложения по отраслям. Например, на протяжении многих лет общество волнует тема справедливого распределения приоритетов в нефтеперерабатывающей отрасли. В постановлении отмечено: определение минимальной доли нефтепродуктов, подлежащих обязательной реализации через товарные биржи с указанием категорий субъектов, на которых распространяется указанная обязанность; предоставление равного доступа путём создания нормативных требований к услугам переработки, транспортировки нефти (за исключением сферы естественной монополии), хранения авиационного топлива на территории аэропортов; отмена прямого государственного регулирования цен на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов; внедрение механизма антимонопольного контроля за сбалансированным ценообразованием нефти и нефтепродуктов на основании индикаторов внешнего и внутреннего рынков; определение единого технологического цикла переработки нефти с целью исключения дробления активов и возникновения новых монополий; введение требований к нефтеперерабатывающим заводам малой мощности по производству продукции с высоким качеством топлива; определение объёмов каждого вида нефтепродуктов, которые производители нефтепродуктов малой мощности обязаны поставлять на внутренний рынок; отмена приоритетного права национальных компаний в области углеводородов на получение права недропользования, преимущественного права национального оператора на закуп сырого и товарного газа; снижение доли участия государства в сферах разведки, добычи, переработки нефти и газа, снабжения товарным газом, розничной реализации авиатоплива.

Непосредственно гражданам будут интересны моменты, связанные с обеспечением лекарствами и медпрепаратами, вопросы, касающиеся рынка коммунальных услуг, передачи сотовых оператором АО «Казактелеком» в конкурентную среду и многое другое.

Инициативы, о которых мы сегодня говорили, преследуют самые благие цели и, при грамотной реализации могут принести самые позитивные результаты по оздоровлению экономики, внутренних казахстанских рынков. Главное, чтобы эти благие намерения не остались только на бумаге.

Игорь ТИМОШЕНКО.