20 мая 2024, Понедельник

Юлия Зарапина. Нестандартный взгляд на экологию

Недавно в Таразе прошёл республиканский тур соревнований научных проектов среди школьников, где 2 место завоевала экибастузская школьница, ученица специализированной школы-лицея №1 для одарённых детей Юлия Зарапина. В течение двух лет Юлия под руководством учителя русского языка и литературы Татьяны Михайловны Тимченко работала над темой: «Образно-метафорическая перцепция экологической проблемы в текстах экибастузских СМИ».

– Проблема экологии приобретает планетарные масштабы вследствие развития промышленной и хозяйственной деятельности человека, – говорит Юлия. – Огромное значение вопросы экологии имеют для Экибастуза: местные экосистемы в течение многих лет страдают от отрицательного воздействия ряда предприятий. Вблизи города функционируют три угледобывающих разреза, ТЭЦ, две станции ГРЭС. Тема экологии, конечно, поднимается в городских СМИ.

В процессе работы над проектом Юлия изучила 134 выпуска газет с 2021 по 2023 годы. К сожалению, как упоминает школьница, только в 30 (21 процент) газетах есть статьи, посвящённые экологии. А это, как считает Юлия, приводит к тому, что население слабо осведомлено о состоянии окружающей среды, и проводит недостаточное количество мероприятий по природоохранной деятельности.

– Целью нашего исследования были средства образно-метафорической перцепции в текстах газеты, – продолжает Юлия. – Это языковые единицы, которые служат для отражения мировоззрения и позиции автора, эмоционального воздействия на читателя, например: оценочная лексика (строжайшие требования, в худшем состоянии, относиться небрежно), художественные средства (озеро «вздохнуло», суровые условия, тополь-красавец, зеленый островок), фигуры речи («Почему над городом чёрный дым?»). А слово «перцепция» означает то же, что «восприятие». В процессе исследования нами было доказано, что языковые средства, которые используют авторы статей, способствуют наглядному иллюстрированию проблем окружающей среды, визуально представляют образы, способствуют передаче эмоциональности.

А также, по мнению школьницы и её научного руководителя, средства перцепции позволяют лучше понять отношение авторов статей и общественности к природоохранной деятельности, что способствует выявлению основных очагов экологических проблем.  В результате создана «Карта зон экологических проблем города Экибастуза, выявленных в статьях местных СМИ», выделены три зоны, где вопросы ухудшения состояния окружающей среды особенно остры: угледобывающие разрезы, ТЭЦ, ГРЭС-1, 2.

– Юлия – творческая личность, активно участвует в олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, занимает призовые места, имеет многочисленные дипломы, – рассказывает о своей ученице Татьяна Тимченко. – С удовольствием принимает участие в подготовке и организации творческих мероприятий, досуговой деятельности. Среди её увлечений: рисование, чтение, изучение английского языка. В 2022 году с отличием окончила Детскую художественную школу.  Всё, что делает, выполняет качественно, добросовестно и эстетично. Юлия многогранно развитая личность, уверенно идёт к намеченной цели. Она претендует на получение знака «Алтын белгі». Хочет поступить на экономический факультет столичного университета.

А работа Юлии Зарапиной, вне сомнений, займёт достойное место в фонде научных работ родного лицея.