15 сентября 2024, Воскресенье

Неэффективное использование средств республиканского бюджета в 2023 году превысило полтриллиона тенге

По оценке Высшей аудиторской палаты (ВАП), проведённой в рамках экспертно-аналитической деятельности к отчёту Правительства об исполнении РБ за 2023 год, неэффективное планирование, использование бюджетных средств и неэффективное управление бюджетной программой составило 537 млрд тенге.

В том числе:

— неэффективное планирование – 58,1 млрд тенге (к примеру, по МПС не учтен фактор теневого рынка, который занимает порядка 60-70% от общего рынка арендного жилья);

— неэффективное использование – 385,4 млрд тенге (к примеру, 306,1 млрд тенге в рамках расходов МП фактически не освоены и находятся на КСН АО «Самрук Казына Constuction»);

— неэффективное управление бюджетной программой – 94,8 млрд тенге (к примеру, по МЧС 26,6 млрд тенге по причине не состоявшихся конкурсов по государственным закупкам, сокращение финансирования по объектам долгостроям).

 

В 2023 году экономический рост при прогнозном уровне в 4%, фактически составил 5,1%. Однако для достижения поставленной Главой государства задачи по удвоению экономики к 2029 году, необходим стабильный экономический рост на уровне не менее 6% годовых.

В большинстве отраслей экономики достигнут положительный результат, за исключением сельского хозяйства, где снижение на 7,7%.

По оценке Всемирного банка значительный потенциал данной отрасли в Казахстане по-прежнему не реализован.

В текущем году продолжен анализ влияния сложившихся макроэкономических условий на благосостояние граждан Казахстана.

Демографические тенденции с 2013 года ведут к увеличению доли населения старше 65 лет (старение населения).

Доля самозанятого населения в Казахстане составляет 22,2%. Из них более 60% самозанятого населения не охвачены накопительной пенсионной системой, большинство создаваемых рабочих мест являются временными (порядка 90% из 1 500 создаваемых рабочих мест являются временными (на примере нацпроекта «Сильные регионы – драйвер развития страны»), это усиливает социальную незащищенность отдельных граждан.

Правительству рекомендуется принять меры по обеспечению устойчивой занятости и, соответственно, увеличению количества постоянных рабочих мест.

Высокая доля потребительских расходов и низкие доходы населения не способствует росту потенциала для внутренних инвестиций.

По оценкам Всемирного Банка, если не будет роста производительности труда в Казахстане, рост ВВП на душу населения в течение следующего десятилетия будет незначительным (не более 0,4% в год).

Высшей аудиторской палатой выявлены следующие недостатки и системные проблемы при исполнении бюджета.

ПЕРВОЕ. Отсутствие долгосрочной и стабильной политики по формированию и использованию средств Нацфонда.

С момента создания Нацфонда, законодательная база подвергалась ряду концептуальных изменений почти каждые пять лет: всего было принято четыре варианта Концепций (расширены полномочия Правительства, сняты ряд ограничений (выделение средств из Нацфонда в форме облигационных займов, приобретение акций АО «НК «КазМунайГаз»)).

Несмотря на постепенное увеличение активов Нацфонда, за последние три года, накопления в процентном соотношении к ВВП имеют тенденцию к снижению (в 2023 году доля активов Нацфонда в ВВП составила 23%, в 2022 году – 25%, в 2021 году – 28%).

В динамике с ежегодным ростом расходов республиканского бюджета, доля расходов Нацфонда снижается, однако в абсолютном выражении объемы привлекаемых трансфертов сохраняются — порядка 4 трлн тенге.

Средства Нацфонда совокупно за период с 2015-2023 год покрывают порядка 30% затрат республиканского бюджета, в том числе за 2023 год – 19% (в 2022 году – 25%). Данный подход по наращиванию расходов для решения инфраструктурного кризиса с каждым годом будет ставить под угрозу сохранность этих средств, одновременно повышая дефицит бюджета.

ВТОРОЕ. Исполнение поступлений и освоение выделенных бюджетных средств

Поступления республиканского бюджета на 2023 год исполнены на 99,4%, составив 24,6 трлн тенге.

По оценке ВАП, на неисполнение плана налоговых поступлений повлияло ненадлежащее прогнозирование. Подтверждена излишняя оптимистичность прогноза по 3 крупным бюджетообразующим налогам (КПН, НДС на ТВП, НДС на импорт) на 2,3 трлн тенге.

Значительные суммы переплаты налогов (более 3,5 трлн тенге в РБ) и сумм НДС, подлежащих возмещению (594,1 млрд тенге), в 2023 году свидетельствуют об исполнении плана поступлений за счет приостановления возврата НДС экспортерам и авансирования в течении отчетного периода, что создает нагрузку на бюджет следующего года.

Из охваченных аудитом 784 млрд тенге дополнительных поступлений в РБ, 42,6% не относятся к результатам налогового и таможенного администрирования (334 млрд тенге).

В результате несвоевременного и недостаточного налогового и таможенного контроля потери бюджета составили 4,6 млрд тенге (КПН, НДС и ввозная таможенная пошлина).

Установлено завышение расхождения в «зеркальной статистике» на 5,8% или 1,4 млрд тенге с таможенной стоимостью ввозимых из КНР товаров.

Расходы республиканского бюджета на 2023 год исполнены на 99,2%, составив 25,1 трлн тенге.

Сохраняется тенденция многократных изменений первоначально установленных объемов и направлений расходов. В течение 2023 года порядка 33% расходов (без учета 5 созданных новых министерств) подверглись пересмотру (7 корректировок и 1 уточнение), что свидетельствует о недостаточной проработке вопросов на стадии планирования бюджета.

Расходы за последние 10 лет имеют устойчивую динамику роста, при этом обеспеченность ненефтяными доходами колеблется на уровне 50% (в 2023 году – 54%), оставшийся разрыв традиционно покрывается за счет трансфертов из Нацфонда и займов.

Вызывает обеспокоенность увеличение расходов на погашение и обслуживание займов, которые за последние 3 года выросли в 2 раза (с 2 трлн тенге в 2021 году до 4,3 трлн тенге в 2023 году).

Не наблюдается контрцикличный характер бюджетной политики (когда при высоких ценах на нефть увеличиваются доходы, создавая резервы для будущих нестабильных периодов (накапливая в Нацфонде), при этом расходы намеренно сдерживаются (не увеличиваются)).

Так, в благоприятные и неблагоприятные периоды для экономики и расходы и привлекаемые трансферты из Нацфонда стабильно высокие.

Вместе с тем проведение полноценных прогнозов и соответствующего анализа эффективности налогово-бюджетной политики невозможно без целостной картины включающей операции и активы по внебюджетным фондам (ГФСС, ФСМС, Фонд компенсации потерпевшим, Специальный госфонд). Это необходимо для стабилизации экономики и эффективного перераспределения государственных ресурсов.

В целях обеспечения полноты данных о размерах государственного сектора, ВАП предлагается учитывать в ежегодном отчете Правительства статистический анализ государственных финансов, который включает данные и проведенные операции в отчетном периоде по бюджету и внебюджетным фондам.

ТРЕТЬЕ. Оценка качества планирования.

Несмотря на достаточно высокое освоение средств по результатам анализа ВАП, практически по всем администраторам установлена слабая взаимосвязь или ее отсутствие между индикаторами и бюджетными средствами и их формальное утверждение в составе Планов развития.

В 2023 году из 177 макроиндикаторов достигнуто 69, не достигнуто – 22, на исполнении находятся 86 макроиндикаторов.

Почти половину (49%) макроиндикаторов невозможно оценить, в связи с отсутствием данных, поскольку они опираются на данные статистики, которые формируются значительно позже отчетного периода.

По показателям результатов (прямые и конечные) отмечается:

—  полное освоение бюджетных средств и недостижение прямых результатов, и наоборот (например, выделенные на материально-техническое оснащение организаций здравоохранения средства на местном уровне освоены на 89,8%, а показатели прямого результата перевыполнены в 2 раза (БП 053.128 МЗ));

— значительная корректировка показателей результатов в течение отчетного года при неизменности объемов финансирования (например, показатель «Количество абонентов в СНП, обеспеченных услугами индивидуального доступа к сети Интернет по технологии ВОЛС, со скоростью соединения более 8 Мбит/с» был снижен в 75 раз, а показатель «Количество абонентов в СНП, обеспеченных услугами индивидуального доступа к сети Интернет со скоростью соединения от 2 Мбит/с до 8 Мбит/с» увеличен в 2,3 раза. При этом это отразилось на качественной составляющей показателя (БП 003.105 МЦРИАП));

— отсутствие влияния проводимой работы Министерства на достижение показателя конечного результата (например, при недостижении показателя прямого результата по количеству профинансированных инвестиционных проектов, показатель конечного результата по увеличению объема производства молока перевыполнен. Поскольку показатель конечного результата формируется на основе статистических данных и охватывает весь объем производимого молока по стране (БП 202 МСХ)).

Удобные формулировки показателей результатов позволяют исполнителям не принимать должные меры для их достижения, искажают реальную ситуацию и показывают изначальное отсутствие взаимосвязи между объёмами расходов и значениями показателей.

Анализ 98-и бюджетных программ/подпрограмм показал отсутствие сформулированного экономического эффекта в утвержденных 20 бюджетных программах/подпрограммах на бюджетные инвестиционные проекты, формирование/увеличение уставных капиталов и бюджетные субсидии.

По 37 программам/подпрограммам экономические эффекты представлены в обобщенном виде без указания базовых критериев – количество благополучателей от реализации проекта или субсидирования, поступлений в виде налогов в бюджет.

По проекту «Очистка пруда-испарителя сточных вод «Тухлая балка» в городе Атырау» в виде полученного экономического эффекта указано «мероприятия позволят предотвратить последующее негативное влияние на окружающую среду. Проведение очистки пруда испарителя сточных вод улучшило качество атмосферного воздуха в прилегающих к испарителю населенных пунктах» (МЭПР).

ЧЕТВЕРТОЕ. В 2023 году регионам целевыми трансфертами выделено – 1,9 трлн тенге, что составляет около 14% от общего объема поступлений в местный бюджет, исполнено 98,1%.

В отчетном году ВАП проведена оценка реализации МИО бюджетных инвестиционных проектов через призму программы «Ауыл – Ел бесігі», которая сосредоточена на уровне сельских населенных пунктов.

За отчетный период на проекты «Ауыл-Ел бесігі» направлено 91,9 млрд тенге, не освоено – 2,5 млрд тенге.

Основные причины — корректировка ПСД, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, длительное проведение конкурсных процедур, отставание от графика производства работ, экономия по госзакупкам.

По результатам анализа реализации БИП в рамках «Ауыл – Ел бесігі» отмечается:

некачественное планирование средств в размере 1,2 млрд тенге по 9 проектам (объекты, введенные в эксплуатацию, были заявлены к финансированию при утверждении бюджета),

финансирование проектов на цели, не предусмотренные требованиями Бюджетного кодекса (на освещение улиц, установку светодиодных светильников),

некачественный отбор проектов, основанный на Системе региональных стандартов по которой оценивалось лишь наличие действующего объекта, без учета качественных характеристик действующих объектов, их технического состояния и необходимости в строительстве или реконструкции объектов.

МИО не проводится качественный мониторинг реализации проектов, не систематизирована база учета экономических характеристик проектов ни со стороны администраторов, ни со стороны МИО (общая стоимость проекта, период реализации, заявленная мощность проекта и т.д.). Разрозненность данных, слабый мониторинг приводит к рискам некачественного планирования, неэффективного использования бюджетных средств.

В целом по итогам исполнения бюджета 2023 года 6 объектов по проекту «Ауыл-Ел бесігі» не завершены (со сроками завершения в 2023 году).

ПЯТОЕ. Отмечены значительные недостатки при реализации бюджетных инвестиционных проектов:

— некачественный предварительный анализ при проектировании

Разработка ПСД по строительству Есильского контррегулятора на реке Есиль в Акмолинской области ведется с 2020 года, освоено 601,6 млн тенге. Однако ПСД не разработано из-за отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок, превышения стоимости ПСД над ТЭО проекта, отсутствия технических условий на перенос автомобильной дороги.

несвоевременное решение вопроса проектов-долгостроев

С 2014 года проводится реконструкция группового водопровода Пресновский.

— слабое межведомственное взаимодействие

Одновременно были выделены средства на строительство автомобильной дороги и проведение инженерных сетей в мкр. Алатау г.Ленгер Туркестанской области.

— затягивание сроков реализации проектов и неоднократного переноса финансирования.

Средства на разработку ПСД по строительству многопрофильной больницы на 120 коек, расположенной при РГП на ПХВ «Республиканский клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны», с 2021 года неоднократно резервировались в бюджете, затем возвращались без освоения по причине длительности конкурсных процедур.

Установленные факты сокращения или перераспределения расходов свидетельствуют о необоснованности расходов и неэффективном управлении бюджетной программой.

Так, 91 проект из запланированных не завершены в 2023 году, в т.ч.:

  • газоснабжение и теплоэнергетика – 12 проектов;
  • строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения – 33 проекта;
  • комплексная инфраструктура в облцентрах, малых и моногородах – 19 проектов;
  • программа «Ауыл – ел бесігі» — 6 проектов;
  • социальная инфраструктура (реабилитационные центры, сельские медпункты) –
    21 проект.

В этой связи, рекомендуется при планировании бюджета закрепить за исполнительными органами внесение в представительные органы конкретное количество проектов, планируемых к завершению в предстоящем финансовом году с отражением социально-экономического эффекта.

ШЕСТОЕ. В квазигосударственном секторе концептуальных изменений в структуре и их деятельности не наблюдается. Законодательной базы, регламентирующей его функционирование в соответствии с новыми принципами, на сегодняшний день не принято.

Снижение доли государственного участия в экономике произошло всего на 0,7% (с 2019 по 2022 год). Вследствие отсутствия комплексного и системного подхода при реализации государственной политики в сфере приватизации в 2023 году снизились темпы приватизации – продано 23 объекта (из выставленных 51).

 В отчетном периоде политика закупок субъектов квазигоссектора также не претерпела существенных изменений. Совокупный объем закупок вдвое превысил объемы государственных закупок и сохранился на уровне прошлого отчетного года составив 3,8 трлн тенге.

По-прежнему, превалируют закупки из одного источника, объем которых увеличился в 3,3 раза к прошлому году, составив 57% от общего объема.

Отмечаются слабые темпы реализации мероприятий льготного лизингового финансирования проектов обрабатывающей промышленности (АО «Фонд развития промышленности»), усматриваются риски удорожания проекта по приобретению парка пассажирских вагонов (АО «Пассажирские перевозки»).

Вместе с тем, объем неиспользованного остатка составил 118,4 млрд тенге с увеличением в 2,5 раза к уровню 2021 — 2022 годов (46 млрд тенге), а долг субъектов квазигоссектора вырос на 561,4 млрд тенге составив 20,3 трлн тенге.

Объем неиспользованного остатка составил 118,4 млрд тенге с увеличением в 2,5 раза к уровню 2021 — 2022 годов (46 млрд тенге), в том числе средства, выделенные на пополнение уставного капитала – 109,9 млрд тенге. Наибольшие объемы остатка неиспользованных средств приходятся на АО «ФНБ «Самрук-Қазына», АО «НК «Продкорпорация», РГП на ПХВ «Казводхоз».

Отмечается снижение нагрузки на бюджет от реализации проектов ГЧП лишь в краткосрочном периоде, тогда как пиковая нагрузка на РБ по погашению государственных обязательств придется на 2025 – 2029 годы (свыше 100 млрд тенге ежегодно).

В результате обхода процедур госзакупок через инструменты ГЧП в отдельных случаях заключены контракты по завышенным ценам в 17 раз с частными партнерами (в рамках отдельного аудита).

 

Оценка отдельных направлений расходов.

По Министерству юстиции в отчетном году проведен государственный аудит, по результатам которого установлено                        22,6 млн тенге финансовых нарушений, 15,2 млрд тенге неэффективного планирования и использования бюджетных средств, 2,1 млрд тенге прямых (косвенных) потерь бюджета, 12,5 млн тенге упущенной выгоды.

Была проведена оценка Центрам судебных экспертиз, в котором из 57 видов экспертных экспертиз проводятся судебные экспертизы по 55 видам (судебная экспертиза — 47, судебная медицина – 8).

Справочно: За 2018-2022 годы проведено 919 049 экспертиз и 1 076 524 исследований (2018 год – 190 153 экспертиз и 201 183 исследований; 2019 год – 185 211 экспертиз и 217 833 исследований; 2020 год – 177 928 экспертиз и 227 237 исследований; 2021 год – 180 983 экспертиз и 205 378 исследований; 2022 год – 184 774 экспертизы и 224 893 исследований).

Два вида экспертиз не производятся:

1) Судебно-экспертное исследование генномодифицированных организмов (в связи с отсутствием потребности);

2) Судебно-экспертное технологическое исследование (в связи с отсутствием экспертов, в 2022 году проведено 5 экспертиз с привлечением частных экспертов через РГКП «ЦСЭ»).

 

Научно-исследовательским институтом судебных экспертиз (филиал РГКП «ЦСЭ» функционирует с 2017 года) предусмотрено также проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

Аудитом ВАП установлено, что до настоящего времени деятельность Научно-исследовательского института судебных экспертиз ограничена только лишь методическим обеспечением процесса производства судебных экспертиз.

Не выполняются функции по научному обеспечению, а также не осуществляется работа по проведению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации судебных экспертов (профессиональная подготовка судебных экспертов проводится в РГКП «ЦСЭ»).

Судебные эксперты, по вине которых повторно проводятся экспертизы (в некоторых случаях неоднократно), привлекаются лишь к дисциплинарной ответственности, без лишения сертификата судебного эксперта.

По состоянию на 1 июля 2023 года из 1 204 судебных экспертов не прошли повышение квалификации 301 эксперт или 25% от общей численности.

В рамках Национального плана развития РК до 2025 года, одной из приоритетных задач РГКП «Центра судебных экспертиз» является модернизация инфраструктуры отрасли, в том числе путем обеспечения строительства специально оснащенных зданий для органов судебной экспертизы.

Однако, 97,7% зданий территориальных подразделений Центра судебных экспертиз не соответствуют требованиям стандартов к специально оснащенным помещениям для производства судебной экспертизы или 44 из 45 зданий (кроме Института судебной экспертизы по г. Астана, здание вновь построено в 2022 году).

Министерством и Центром судебных экспертиз в настоящее время (с 2021 года) ведется работа по передаче зданий институтов судебной экспертизы (ИСЭ) в регионах на баланс МИО, для проведения капитального ремонта за счет местного бюджета, с последующим возвратом в республиканскую собственность. Так, переданы ИСЭ по г. Алматы (6 объектов), по Костанайской области (2 объекта), по Акмолинской области (3 объекта).

Износ зданий ИСЭ по территориям (в том числе административные и производственные здания) в среднем (по состоянию на 31 декабря 2022 года) составляет 65,5%.

При этом 91% зданий функционируют с износом свыше 50% (41 из 45 зданий), по отдельным зданиям износ составляет 80 — 100% (100% — ИСЭ по г. Астана, ИСЭ по ЗКО, Научно-исследовательский институт судебных экспертиз; 85,6% — ИСЭ по Акмолинской области; 94,5% — Актюбинский МЦСЭ).

Также установлен износ оборудования территориальных подразделений ЦСЭ, который в среднем составляет 76,3%, в том числе: измерительные приборы – 88,5%, лабораторное оборудование – 88,5%, медицинское оборудование – 50,7%.

Справочно: измерительное оборудование в Восточно-Казахстанской – 97,4%, Костанайской 96,3%областях, г. Алматы – 92,2%; лабораторное оборудование в области Абай – 96,6%, Западно-Казахстанской – 96,7%, Мангистауской – 94,7% областях, медицинское оборудование в Западно-Казахстанской – 78,8%, Мангистауской – 62,7% областях.

По состоянию на 1 января 2024 года запланированные в 2023 году
6 единиц оборудования для Центра судебных экспертиз не приобретены по причине срыва условий договора поставщиками.

Высокая степень изношенности, морально и физически устаревшее состояние измерительных, лабораторных и медицинских оборудований, а также ветхость зданий приводит к риску снижения качества и несвоевременного производства экспертиз.

Аудитом установлено отсутствие законодательной основы функционирования крематориев с колумбариями при строительстве крематориев с кладбищами», что является неэффективным планированием бюджетных средств.

Не учтены ввод в эксплуатацию крематория и кладбища в г. Астана и наличия готовности наружных инженерных коммуникаций при вводе в эксплуатацию крематория в г. Алматы.

Выделенный в 2022-2023 годах целевой трансферт из республиканского бюджета в сумме 1,6 млрд тенге, на строительство крематория с кладбищем в г. Астана фактически направлен на реализацию проекта «Строительство патологоанатомического бюро с утилизацией биологических и медицинских отходов, район Алматы, район улицы А431 (1 и 2 очередь)» (далее — Патологоанатомическое бюро), который предназначен для уточнения диагностики заболеваний путем проведения исследований.

Тем самым, Министерством юстиции и акиматом города Астана не обеспечено целевое назначение бюджетных средств.

Кроме того, при строительстве Патологоанатомического бюро допущен ряд процедурных нарушений законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В городе Алматы за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета на сумму 1,5 млрд тенге завершено строительство крематория при патологоанатомическом бюро (акт ввода в эксплуатацию от 13 декабря 2021 года), которое до настоящего времени не функционирует в связи с отсутствием наружных коммуникаций (на сегодняшний день строительство инженерных сетей Упрвлением строительства г. Алматы за счет средств местного бюджета не завершено).

Имеют место риски ненадлежащего функционирования и незаполняемости проектной мощности построенного крематория в связи с ограничением на проведение кремации на законодательном уровне (только в исключительных случаях).

Справочно: Производственная мощность построенного крематория составляет на 7 000 кремаций в год. При этом отсутствует закрепленный законодательством порядок и/или механизм проведения кремации, а также возможность в общедоступном применении. 

 

Министерство внутренних дел

Из 635,6 млрд тенге, выделенных в 2023 году освоено 626,3 млрд тенге или 98,5%. Основные причины неосвоения — отсутствие поставки товаров поставщиками в связи с введением санкций, отставание от графика выполнения работ, корректировки ПСД, связанные с повышением цен на строительные материалы.

Анализ отчетных данных МВД выявил следующие недостатки при планировании и исполнении республиканского бюджета на 2023 год:

  1. Планирование показателей результатов в комфортной зоне достижения.

Из 91 достигнутого показателя прямого результата (всего – 101) 8 реализованы с перевыполнением, в том числе 2 показателя со значительным перевыполнением в 2,4 и 2,6 раза.

К примеру, показатель прямого результата по программе 076.110 «Строительство, реконструкция объектов общественного порядка, безопасности» по количеству разработанных ПСД с прохождением государственной экспертизы перевыполнен в 2,4 раза (план -7, факт — 17).

  1. По 4 бюджетным программам отмечается неизменность прямых и конечных результатов при увеличении объемов финансирования.

Например, по программе «Услуги по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности» объем финансирования увеличивается с 39,3 до 46,1 млрд тенге или на 17,3%, а 3 показателя прямого результата из 4 не меняются (Количество проведенных занятий с личным составом подразделений специального назначения ОВД по тактико-специальной и огневой подготовкам на базе подразделения МВД, Количество проведенных выездных занятий с личным составом подразделений специального назначения ОВД по снайперской подготовке, Количество отремонтированных объектов), а 1 показатель уменьшен.

Аналогичная ситуация наблюдается и по бюджетной программе «Обеспечение деятельности Национальной гвардии РК по обеспечению общественной безопасности» утвержденный объем расходов был увеличен с 127,9 до 145,3 млрд тенге или на 13,6%.

И так по многим показателям.

Такие же факты отмечаются по БП 076.100, 077.111.

Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между предусмотренными бюджетными средствами и значениями показателей бюджетной программы, что не коррелируется с условиями бюджетного законодательства.

В структуре расходов МВД основную долю составляют капитальные расходы (21%) или 133,2 млрд тенге.

Есть и положительные моменты.

В отчетном году был завершен проект по созданию автоматизированной ИС «Биометрическая идентификация личности», начавшийся в 2020 году. На реализацию проекта затрачено 14 178,8 млн тенге.

Справочно: первоначальный срок завершения – 2022 год.

При этом согласно утвержденной Министерством бюджетной программе по развитию информационных систем не указан конкретный эффект от заявляемых расходов на 2023 год. В результате по итогам разработки информационной системы оценить эффект не представляется возможным.

Остается проблемным проект, реализуемый с 2019 года, по строительству зданий и сооружений Военного института Национальной гвардии РК в г. Петропавловск.

Справочно: первоначальный срок проекта: 2019-2023 годы Первоначальная стоимость проекта – 9 166,2 млн тенге. В результате корректировки ПСД стоимость увеличена до 10 890,7 млн тенге или на 18,8%. Срок завершения продлен на — 2024 год.

По итогам 2023 года не освоено 1,9 млрд тенге или 42% от выделенной суммы в отчетном году по причине корректировки ПСД, связанной с повышением цен на строительные материалы.

В результате, в связи с отставанием от графика работ реализация проекта приостановлена. Готовность объекта – 70%, остаток неиспользованных средств — 6,2 млрд тенге.

 

По итогам 2023 года не достигнут целевой индикатор «Уровень обеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы покамерным содержанием осужденных» по причине незавершения строительства и ввода в эксплуатацию 4 жилых блоков в Атырауской области.

В отчетном году по было запланировано завершение строительства и ввод в эксплуатацию 2 объектов уголовно-исполнительной системы:

— Строительство двух жилых блоков с общим лимитом наполнения до 280 мест в РГУ «Учреждение № 15» г. Атырау – переходящий проект с 2022 года;

— Строительство двух жилых блоков с общим лимитом наполнения до 280 мест в Учреждении УГ-157/9 КУИС МВД РК. Атырауская область, с. Таскала – проект 2023 года, неосвоение составило 58,4 млн тенге.

В результате отставания от графика выполнения работ указанные объекты не сданы в эксплуатацию. Как следствие, 560 осужденным не обеспечено улучшение условий содержания, отвечающих международным стандартам, улучшение системы безопасности осужденных.

 

Министерству в отчетном периоде в рамках реализации задачи по развитию цифровых мер общественной безопасности в 2023 году выделено 5,1 млрд тенге, освоено 4,2 млрд тенге или 82,4%.

Справочно: В 2021-2022 годы освоено 6 886,1 млн тенге (2021 – 3 246,4 млн тенге, 2022 – 3 639,7 млн тенге).

При этом показатели по количеству камер видеонаблюдения, уровня оснащения полиции камерами были выполнены.

Остаток средств в размере 438,2 млн тенге были возвращены в бюджет.

Министерством значения результатов запланированы в комфортной зоне исполнения по всем показателям.

 

На конец отчетного года не разработана проектная документация по созданию центров оперативного управления малых городов по причине затянувшихся процедур согласования заключения МЦРИАП и согласования технико-экономического обоснования с МНЭ.

Выделенные 351,7 млн тенге в рамках достижения показателя «Доля уголовных правонарушений, зарегистрированных в электронном формате» на внедрение средств контроля за лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел, возвращены в бюджет в полном объеме при корректировке бюджета в связи с несостоявшимися конкурсными процедурами.

 

Верховным Судом Республики Казахстан в рамках 4 бюджетных программ в отчетном периоде запланировано 2 показателя конечного и 31 показатель прямого результатов с объемом средств 85 442,1 млн тенге. В процессе реализации бюджетных программ показатели корректировке не подвергались и исполнены в полном объеме.

По итогам 2023 года дебиторская задолженность составила 67,2 млн тенге и обусловлена переплатой по актам сверок (22,6 млн тенге), по обязательным платежам (23,8 млн тенге), затягиванием исполнения судебных решений (5 млн тенге).

Рост кредиторской задолженности более чем в 2 раза, составив 444,4 млн тенге, обусловлен удержанием 5% от оплаты, связанной со строительством и реконструкцией (263,1 млн тенге), по актам сверок (114,3 млн тенге), поздним представлением подтверждающих документов (32,2 млн тенге), в связи с недостаточностью средств на КСН (31,6 млн тенге).

Отмечается не освоение средств на 967 млн тенге по причине срыва поставщиками условий договора по проекту «Строительство административного здания № 1 в городе Туркестан».

По информации Верховного Суда проект планируется к завершению в 2024 году. Первоначальная общая стоимость и сроки реализации проекта – с 2021 по 2022 годы на сумму 7 219,4 млн тенге.

Несвоевременная реализация проекта привела к его удорожанию на 34,6% или на 2,5 млрд тенге.

При этом все показатели прямого результата (количество начатых объектов строительства — 2, количество продолжающихся объектов — 1) достигнуты в полном объеме.

 

Генеральной прокуратурой Республики Казахстан в рамках 5 бюджетных программ (с учетом 2-х распределяемых), в отчетном периоде запланировано выполнение 5 показателей конечного и 40 прямого результатов с объемом средств 63 483,3 млн тенге.

Показатели прямых и конечных результатов достигнуты.

Вместе с тем, по итогам года неосвоенными остались 39,6 млн тенге.

В частности, по капитальным расходам (БП 001.111) не освоено 38,8 млн тенге (из-за несвоевременной поставки товаров поставщиками), при этом 23 показателя прямого результата достигнуты в полном объеме (приобретение оргтехники),

Дебиторская задолженность по итогам 2023 года составила 27,3 млн тенге, увеличившись по сравнению с 2022 годом на 6,5 млн тенге.

По данным Генпрокуратуры рост дебиторской задолженности обусловлен переплатой по актам сверок, по выданным в подотчет суммам, по обязательным платежам (обязательные пенсионные взносы, подоходный, социальный налоги, социальные отчисления).

Кредиторская задолженность по итогам 2023 года составила 67,7 млн тенге, увеличившись по сравнению с 2022 годом на 51,6 млн тенге.

Генпрокуратура объясняет рост кредиторской задолженности поздним представлением документов, подтверждающих оплату, за услуги связи и коммунальные услуги.

 

Аппаратом Конституционного Суда РК в рамках реализации 2-х бюджетных программ выделенные бюджетные средства в размере 1 578,7 млн тенге по итогам года были освоены в полном объеме. Предусмотренные 5 прямых и 1 конечный показатели достигнуты на 100%.

В течении отчетного периода параметры бюджетной программы уточнялись и корректировались 2 раза в сторону увеличения при неизменности показателей прямых результатов.

 

Аппаратом Высшего Судебного Совета в рамках 1 бюджетной программы запланировано 9 показателей прямого результата и 1 показатель конечного результата.

При исполнении республиканского бюджета на 100% — это в целом 697,6 млн тенге.

Выполнено 88,9% показателей прямого результата с неисполнением по 1 показателю «Количество планируемых к изготовлению удостоверений для судей» (план – 1 000, факт – 971).

 

Агентством РК по противодействию коррупции выделенные бюджетные средства в размере 36 581,7 млн тенге на реализацию 6 бюджетных программ по итогам года были освоены на 99,2% (36 295 млн тенге).

При этом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА (БП 015) не освоено 34 млн тенге (по причине оплаты за фактический объем по проведению экспертиз, переводов в рамках уголовных дел) которая не повлияла на исполнение показателей прямого и конечного результата в полном объеме. Это свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между выделенными средствами и показателями результатов.

В рамках осуществления 1 стратегического направления из запланированных 5 макро- и целевых индикаторов, макроиндикатор «Индекс восприятия коррупции» (далее – ИВК) не достигнут – в рейтинге Казахстан получил 39 баллов (план 43 баллов).

ИВК является композитным индексом – для выведения рейтинга Казахстана используются данные 9 различных организаций, применяющих разные методологии (опросов предпринимателей, экспертная оценка, интервьюирование ограниченного круга респондентов, анализ статистических данных, публикаций СМИ и др.).

ИВК отражает не столько эффективность деятельности антикоррупционной службы, сколько качество и чистоту государственного управления в целом.

В отчетном периоде обеспечено достижение 4 показателей конечного результата и 16 показателей прямого результата.

Дебиторская задолженность по итогам 2023 года составила 384,1 млн тенге, увеличившись по сравнению с 2022 годом на 137,3 млн тенге.

Рост объясняется выдачей в подотчет сумм командировочных расходов и расходов по особым затратам.