16 июля 2025, Среда

Опустеет наша зона?

Накануне празднования 30-летия Конституции Республики Казахстан Парламент рассматривает законопроект об амнистии, который может затронуть судьбы более пятнадцати тысяч человек. Инициатива направлена на смягчение наказания для определённых категорий осуждённых, включая социально уязвимых граждан. Наша газета регулярно и подробно информирует читателей о ходе обсуждения поправок в Мажилисе. Вчера состоялось очередное обсуждение проекта парламентариями.

В пояснительной записке, подготовленной группой депутатов, разрабатывавших законопроект, в числе которых наш земляк Николай Геннадьевич Арсютин, в частности говорится: «Проектом Закона предлагается освободить осуждённых за совершение преступлений, не несущих серьёзную угрозу безопасности граждан и государства, в том числе социально уязвимых категорий граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, пенсионеров, инвалидов и других. С точки зрения социально-экономических последствий после принятия проекта закона ожидается: снижение количества лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы за счёт освобождения осуждённых за совершение преступлений, не несущих серьёзной угрозы безопасности граждан и государства; прекращение уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершённых до введения в действие данного проекта Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; снижение служебной нагрузки на личный состав уголовно-исполнительной системы и подразделений Национальной гвардии Министерства внутренних дел Республики Казахстан».

– Амнистия – мировая практика, – говорит Николай Арсютин. – Не секрет, что в заключении могут находиться граждане, совершившие правонарушения без преступного умысла, жертвы судебных ошибок, люди, не являющиеся рецидивистами по сути. Для многих из них места заключения могут стать плохой школой жизни. Именно в местах заключения человека проще перековать на деструктивный лад, именно в местах заключения создаются профессиональные преступные сообщества, которые впоследствии могут действовать в ущерб обществу десятилетиями. Наша задача – разрушить эти намечающиеся связи, не дать им окрепнуть, вернуть в семьи, к нормальной жизни отцов и матерей, бабушек и дедушек, детей.

Как комментируют разработчики документа, под экономическими последствиями принятия проекта Закона подразумевается значительное улучшение уровня материально-бытового обеспечения лиц, не подпадающих под амнистию и продолжающих отбывать наказание, наступление возможности улучшения норм медико-санитарных требований к условиям содержания. Улучшатся также условия работы администрации и сотрудников уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима в учреждениях и другие условия их службы и социальной защиты. В результате принятия проекта Закона станет возможным направить сэкономленные бюджетные средства на финансирование уголовно-исполнительной системы и внедрения международно-правовых стандартов, в том числе и к переходу к камерным типам тюрем.

Если закон будет принят, на свободу могут выйти не только инвалиды, пенсионеры, несовершеннолетние, беременные женщины, матери и отцы-одиночки, воспитывающие несовершеннолетних детей. Амнистия может коснуться и тех, кто совершил хищения или мошенничество, но только при условии полного возмещения нанесённого ущерба. Предполагается, что около 4200 человек будут освобождены из мест лишения свободы, а сроки отбывания наказания будут сокращены для примерно 11000 осуждённых. Важно отметить, что амнистия не распространится на лиц, совершивших тяжкие преступления против личности или уличённых в коррупции.

Среди тех, кто может попасть под амнистию, значатся осуждённые за кражи (ст. 188 УК РК), скотокрадство (ст. 188-1 УК РК), присвоение или растрату (ст. 189 УК РК), мошенничество (ст. 190 УК РК), незаконное обращение с наркотиками без цели сбыта (ст. 296 УК РК), незаконный оборот наркотиков с целью сбыта (ст. 297 УК РК) и незаконное обращение с редкими и исчезающими видами растений и животных (ст. 339 УК РК).

Как говорится в официальных комментариях МП РК: «Таким образом, амнистия, приуроченная к знаменательной дате, станет актом гуманизма со стороны государства, предоставляя шанс на исправление и возвращение в общество тем, кто совершил преступления, не представляющие серьёзной угрозы для безопасности граждан. Однако, стоит отметить, что даже в рамках амнистии, подход к каждому случаю будет индивидуальным. Суд будет учитывать тяжесть совершённого преступления, личность осуждённого, его поведение в местах лишения свободы или во время нахождения на пробации, а также наличие смягчающих обстоятельств.

Особое внимание будет уделено вопросу возмещения ущерба. Для тех, кто совершил хищения или мошенничество, полное погашение ущерба является обязательным условием для применения амнистии. Это подчёркивает важность восстановления справедливости и компенсации потерпевшим».

– Влияние амнистии на пенитенциарную систему также будет значительным, – отмечают разработчики законопроекта. – Освобождение более четырёх тысяч человек из мест лишения свободы позволит снизить нагрузку на учреждения УИС и перераспределить ресурсы на улучшение условий содержания и реабилитацию оставшихся осуждённых. Сокращение сроков для одиннадцати тысяч человек также окажет положительное влияние на моральный климат в местах лишения свободы и будет стимулировать осуждённых к правопослушному поведению. Вместе с тем, важно понимать, что амнистия – это не просто освобождение от наказания. Это также и большая ответственность для тех, кто выходит на свободу. Государство и общество должны оказать им поддержку в адаптации к новым условиям жизни, помочь в трудоустройстве и социальной реабилитации. Только в этом случае амнистия сможет достичь своей главной цели – возвращения оступившихся граждан к полноценной жизни в обществе. Законопроект об амнистии, безусловно, вызовет широкий общественный резонанс. Важно, чтобы обсуждение проходило в конструктивном ключе, с учётом интересов всех сторон – как осуждённых, так и потерпевших, а также общества в целом. Принятие взвешенного и справедливого решения позволит укрепить принципы гуманизма и законности в казахстанском обществе.

В целом статистика амнистированных в численном выражении может выглядеть следующим образом. По статье 188 УК («Кража») – под амнистию подходят 2880 осуждённых, из них к освобождению – 303, сокращению срока – 2577. Статья 188-1 УК («Скотокрадство») – 279 осуждённых, из них к освобождению – 3, сокращению – 276. Статья 189 УК («Присвоение или растрата вверенного чужого имущества») – 193 осуждённых, из них к освобождению – 2, сокращению срока – 191. Статья 190 УК («Мошенничество») – 1332 осуждённых, из них к освобождению – 54, сокращению – 1278. Статья 296 УК («Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами без цели сбыта») – 309 осуждённых, из них к освобождению – 6, сокращению – 303. Статья 297 УК («Незаконные приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов») – 91 осуждённый, из них к освобождению – 1, сокращению – 90. Статья 339 УК («Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещёнными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами») – 108 осуждённых, из них к освобождению – 14, сокращению сроков – 94.

– Касательно ограниченного списка подлежащих освобождению по амнистии, – резюмирует Николай Арсютин. – Моё мнение: лица совершившие преступления по неосторожности при объективных обстоятельствах имеют право на применение амнистии, также, как и лица, совершившие экономические преступления при условии полного погашения исков. Поэтому депутат Ерубаев предложил поправку в законопроект о лицах, совершивших преступления по неосторожности. На ближайшем заседании планируется её рассмотрение. Касательно статьи 262: после долгих споров депутатами норма по ОПГ была исключена. Госорганы были против, но тем не менее мы убрали эту «лазейку», которой пользовались в качестве давления при проведении следственных мероприятий. К сожалению, законодательный регламент предполагает концептуальные, затратные нормы и поправки проходят согласование и заключение через Правительство. Если заключение носит отрицательный характер, то Парламент не может принять положительное решение. Поэтому амнистию рассматриваем в том формате, который согласован с госорганами. Принятие проекта Закона не повлечёт негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.