В Мажилисе рассматривается проект Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Тема актуальная. Действующий закон морально устарел. Необходимо внести изменения, соответствующие моменту и новым реалиям. Своё мнение высказал депутат Парламента от партии «Ауыл», наш земляк Николай Арсютин.
– Хочу внести в проект свои поправки, касающиеся онлайн-кредитов, – уточняет мажилисмен. – Не секрет, что сегодня они оформляются за считанные минуты. Это, конечно, удобно. Но всё чаще кредиты оформляют на людей без их ведома. А это уже опасно. Более двухсот обращений поступило ко мне от граждан, которые узнали о «своих» займах уже после звонков коллекторов и испорченной кредитной истории. Почему так происходит? Ответ прост. Во-первых, в законе нет чёткого понятия онлайн-кредита. Банки работают с цифровыми сервисами, но правовая база за ними не успевает. Во-вторых, весь риск ложится на человека, а не на банк.
Если мошенники использовали чужие данные – платить всё равно требует банк. Хотя именно он обязан обеспечивать безопасность своих цифровых систем. А защита граждан включается только после суда.
– Пока идут разбирательства, растут штрафы, проценты, идёт давление коллекторов, портится кредитная история, — говорит Николай Арсютин. – В развитых странах, к примеру, в странах ЕС, Великобритании, Канаде действует принцип: если банк не может доказать, что клиент сам согласился на кредит – кредит аннулируется. То есть, риски несёт тот, кто предлагает свой финансовый продукт и контролирует технологию, а не обычный человек. Что я предлагаю? Ввести чёткое определение онлайн-кредита. Закрепить обязанность банков доказывать подлинность волеизъявления клиента. Приостанавливать подозрительные кредиты досудебно, сразу. Это не удар по банкам. Это восстановление справедливого баланса между технологиями и правами граждан. Сегодня возникает важный вопрос: будут ли наши люди защищены от негативных моментов цифровой экономики или мы снова скажем: «Сам виноват, разбирайся»? Я считаю, что государство обязано стоять на стороне гражданина. Буду добиваться принятия необходимых изменений. Хотя уверен, что скорей всего моя инициатива не найдёт понимания. Как говорится, поживём- увидим.
Ещё один момент, на который обращает внимание депутат:
– За последние два года в Казахстане десятки представителей власти – судьи, акимы, прокуроры, руководители департаментов задерживались за рулём в состоянии алкогольного опьянения. И, что особенно показательно, большинство таких случаев вскрылись не благодаря внутренним проверкам, а благодаря принципиальности обычных патрульных, которые не побоялись действовать по закону, несмотря на давление и звонки «сверху». Но давайте честно. Кто чаще всего несёт ответственность по статье 608 КоАП? Рабочие, учителя, водители, служащие, обычные граждане, у которых нет связей и иммунитета. А сколько нетрезвых чиновников и силовиков остаются незамеченными? Сколько из них отпускают на месте? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа. И это ли не парадокс? Закон, который должен быть одинаковым для всех, почему-то работает выборочно. Обычного водителя сразу в суд, штраф, лишение прав. Нетрезвый водитель – это угроза для всех, независимо от звания, регалий и должности. Если мы говорим о верховенстве закона, то он должен быть одинаков для всех. Справедливость не должна зависеть от того, кто сидит за рулём.
