26 апреля 2024, Пятница

Нельзя чтобы ребёнок чесался от пелёнок

Шуба стоимостью в полмиллиона ушла в павлодарскую лабораторию
В лаборатории проводят исследования
Фото: И.Тимошенко

По-современному контрольные закупы, производимые санитарными врачами, называются "камеральный отбор". Но суть дела от этого не меняется.

— Государство специально выделяет определённые суммы на контрольные закупы одежды, обуви, продовольственных товаров, гигиенических средств, — рассказывает главный специалист санитарно-гигиенического контроля и надзора УООЗ города Лариса Бегельдинова. — Например, на настоящий момент мы провели закуп 34 видов продукции. Мы должны знать, какого качества и происхождения товары находятся на прилавках супермаркетов, магазинов, бутиков.

В целом, в рамках договорённостей Таможенного союза (куда на сегодня входят Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения), существует 32 технических регламента, которыми в том числе оговорены требования к товарам как продовольственным, так и промышленным. Казахстан работает с этими регламентами с 2015 года.

Проверки касаются пищевой продукции, нательного белья, обуви, детских игрушек, верхней одежды, средств личной гигиены, парфюмерии, дезодорантов, шампуней…

Как-то пришлось закупать мебель (небольшой столик и тумбочку, с траспортировкой которых в центральную лабораторию возникли проблемы) и шубу стоимостью… 500 тысяч тенге. С шубой отдельная история.

— Шуба была хорошая, — смеётся Лариса Леонидовна, — но возникли проблемы с идентификацией российского производителя и сроком сертификата. Показаний по токсикологии не было. Мы созвонились с девушкой, которая отвечает с российской стороны за сертификацию. Сначала немного поругались. Я говорю: «Вы же понимаете, что шуба — товар, который за сезон невозможно реализовать. Почему выписываете документы только на один год?».  Она сначала попробовала на меня «давить». Теперь не то чтобы дружим, но хорошо понимаем друг друга и взаимодействуем.

Проверкой шубы занималась павлодарская лаборатория. «Трофеи» нашим санврачам не достаются. Причём, исследования товаров чётко поделены между регионами страны. В лабораториях Экибастуза, Павлодара, Костаная и Петропавловска, например, тестируют разные товары. Поджимают и сроки. На проверку предпринимателей  дают ровно 5 дней.  А лабораторные исследования длятся от 7 до 10 дней. Приходится продлевать сроки проверки предпринимателя, а это дополнительные бюрократические проволочки.

— Нет проблем с синтетическими моющими средствами, на них у предпринимателей всегда есть сертификаты, — продолжает Лариса Леонидовна. — Куда сложнее, например, с обувью и одеждой. Зачастую, мы, потребители, действительно ничего не знаем об их качестве и происхождении. Кстати, не так давно был случай, когда в Караганде было выявлено детское бельё, произведённое в одной из стран ТС, которое оказалось не безвредным.

Санитарные врачи Экибастуза не так давно проверяли БАДы в аптеках города. Претензий к ним не было. Нет претензии к обуви, которую продают в крупных супермаркетах. А вот в одном из торговых домов реализовывали обувь, штрих-код которой «считать» не удалось.

— Предпринимательница тогда оперативно предоставила нам сертификат, претензии были сняты. Нужно сказать, что меньше всего претензий именно к продукции стран Таможенного союза.

Санитарные врачи обеспокоены, что предприниматели крайне равнодушно относятся к приглашениям посещать семинары, проводимые в управлении. А за голову хватаются, когда на них накладывают штрафы. Штрафы не маленькие — до 100 МРП (МРП — 2 405 тенге). К тому же, многие товары закупают бюджетные организации. К сожалению, покупатели не всегда удосуживаются проверить сертификаты и декларации.