Рыскан Тишпекович СВАМБАЕВ оставил пост генерального директора ТОО "Экибастузская ГРЭС-1 им. Б.Нуржанова". Но до этого дал нам интервью и рассказал, что ожидает ГРЭС-1 в ближайшее время.
— Рыскан Тишпекович, с момента нашей последней встречи прошло полгода. Тогда на ГРЭС-1 завершалась летняя ремонтная кампания, и мы говорили о том, как выполняется инвестиционная программа на станции. За последние годы ГРЭС-1 претерпела невиданную модернизацию. Над чем вы будете работать в нынешнем, 2018 году?
— Начнём с того, что 2018 год в Павлодарской области объявлен Годом экологии. Для такого промышленного региона, как Экибастуз, тема экологической безопасности более чем актуальна. Почему, при выполнении инвестиционной программы мы такое большое значение и придавали вопросам сокращения выбросов, например… Устанавливали лучшие электрофильтры от мировых лидеров производства, серьёзно переоборудовали систему химводоочистки. Наши электростатические фильтры новейшего поколения имеют КПД 99,6 процента, что позволило снизить выбросы золы в атмосферу в 6 раз. В нынешнем году мы выделим из бюджета станции средства на оборудование двух экологических постов, которые будут находиться в радиусе одного километра от дымовых труб. Это позволит нам получить более точные данные о состоянии атмосферы, влиянии выбросов.
— Если говорить о производственных показателях: какие объёмы поставок электроэнергии вы планируете в нынешнем году?
— В 2018 году мы запланировали выработать 19,9 миллиарда киловаттчасов электроэнергии. Из них 6,1 миллиарда – для Российской Федерации. Мы проведём два капитальных ремонта энергоблоков №№2 и 6, расширенный текущий ремонт энергоблока №4 и текущие ремонты остальных энергоблоков. Также продолжится реализация инвестиционной программы по восстановлению энергоблока №1 и строительству третьей очереди топливоподачи.
— Когда-то вы сделали прогноз, что большие объёмы электроэнергии потребуются Казахстану к 2021 году. Ваше мнение не изменилось?
— Нет. Скажу больше. И акционеры из «Самрук-Энерго» придерживаются такого же мнения. Обратите внимание: мы наращиваем поставки электроэнергии в Россию, в зимний период работали с нагрузкой 3143 мегаватта. Потребность в электроэнергии растёт. Если раньше мы планировали ввести в эксплуатацию первый блок в 2024 году, то сейчас рассматриваем возможность ввода именно в 2021 году. И систему топливоподачи также хотим ввести в 2021 году. С вводом первого энергоблока мы выйдем на проектную мощность – 4000 мегаватт.
— И, насколько известно, ваши акционеры и руководство станции всерьёз задумываются о строительстве энергоблоков №№ 9 и 10?
— А почему нет? Если в 2021 году мы введём энергоблок №1 и третью очередь топливоподачи – сам собой обозначится вопрос о расширении проектной мощности станции до 5000 мегаватт. Причём, для этого у нас есть все возможности. Есть неограниченные объёмы угля, в водохранилище предостаточно воды… Другое дело, что к решению многих вопросов при строительстве новых энергоблоков мы подойдём принципиально иначе. Например, кабели девятого и десятого энергоблоков можно проложить в обход ОРУ-500 напрямую на «миллионку» (подстанция КЕГОК недалеко от ГРЭС-1. – И.Т.). Дымовые газы будем пропускать через градирни – такая сероочистка. Это технологии, которые уже опробованы во многих странах. Если с самыми современными электрофильтрами у нас выходит 300-400 миллиграммов золы на кубометр, то при прогонке дымовых газов через градирни мы добьёмся результата 25-50 миллиграммов на кубометр.
— Во что обойдётся строительство ещё двух блоков?
— В сегодняшних ценах – по 150 миллиардов тенге каждый энергоблок.
— Раз уж зашёл разговор о цифрах и деньгах, поделитесь: какова отпускная цена вашей электроэнергии? Или это секрет?
— Никакого секрета. Продажа – 8,42 тенге за киловатт без НДС.
— Поговорим о совершенно на мой взгляд замечательном опыте создания вокруг ЭГРЭС-1 предприятий-спутников. Например, знаменитых теплиц «GreenHouse», где выращивают цветы и овощи, завода по производству поверхностей нагрева… Насколько я понимаю, эти предприятия получают электроэнергию и тепло напрямую со станции, минуя посредников, что выгодно… Вы – пионеры в этом направлении. Какие ещё предприятия-спутники можно создать «на трубе» станции?
— Это не наши предприятия. Просто в какой-то момент появилось понимание, что есть вот такие хорошие продуктивные схемы. И их реализация выгодна всем: и станции, и субъектам МСБ, и экибастузцам. Обратите внимание: например, чтобы раньше заменить поверхности нагрева или роторы, нам приходилось отправлять специалистов в Россию или Украину, согласовывать проекты, составлять дефектные ведомости, направлять наблюдателей кураторов, которые следили за ходом работ… Иногда процесс изготовления оборудования растягивался до… двух лет. Поверить в это сложно, но это так. А теперь, когда рядом с нами есть завод по производству поверхностей нагрева и металлоконструкций, от подачи заявки на изготовление оборудования до его поставки проходит… 10-15 суток! Да, конечно, и тепло, и электроэнергия обходятся им дешевле. Потому что работают они напрямую с нами. И мы можем поставить им неограниченные объёмы электроэнергии, пара, тепла, горячей воды… Тарифы утверждены Комитетом по защите естественных монополий и защите конкуренции – всё как положено. Что касается новых производств. Например, в Омске предприниматели забирают у ТЭЦ всю золу для изготовления железобетонных конструкций. Я недавно был в Польше и Германии у коллег. Смотрю: у станций в огромной очереди стоят полувагоны, думпкары… Спрашиваю: «Что это?». Мне объясняют, что производители ЖБИ стоят в очереди за золой. А у них зольность – 6 процентов. Когда я им сказал, что у наших углей зольность доходит до 40-42 процентов – мне позавидовали: мол, богачи… А мне было неудобно признаться, что никому это «богатство» у нас не нужно. «Запасы» золы у ГРЭС-1 на сегодня – около 102 миллионов кубометров! Вот бы кто-нибудь взялся и занялся её переработкой – будем рады сотрудничать. Места рядом со станцией хватает. Дело выгодное. Золу, кстати, можно использовать и в дорожном строительстве.
— В августе прошлого года, отвечая на вопрос об уровне техники безопасности на ГРЭС-1, вы сказали, что к тому моменту станция отработала 900 дней без несчастных случаев. А на сегодня?
— На 25 октября того года, кстати, мы отработали без несчастных случаев 1000 дней. И продолжаем. Как будет новая «красивая» цифра – объявим. Вы у нас часто бываете – можете судить о том, насколько серьёзно на ГРЭС-1 относятся к вопросам техники безопасности. У меня 1404 штатных работника и 400 – из подрядных организаций. Все должны прийти на станцию и вернуться домой живыми и здоровыми. Это, пожалуй, самое главное. А с поставленными перед нами задачами при таком подходе мы справимся.
Новым генеральным директором станции с 29 июня 2018 года назначен Мади Вакасович Абишев – инженер–теплоэнергетик.
В 1981 году Мади Вакасович окончил Алма-Атинский Энергетический институт, теплоэнергетический факультет по специальности Тепловые Электрические Станции (ТЭС).
Начал трудовую деятельность на Карагандинской ГРЭС-2, в 1983 году как молодой специалист был перераспределен на Экибастузскую ГРЭС-1, где прошел все этапы карьерного роста.
С марта 2009 года по май 2010 года руководил предприятием в должности генерального директора.
С мая 2010 по апрель 2013 года – технический директор департамента электрических станций (ДЭС) ТОО «Корпорация Казахмыс».
С апреля по декабрь 2013 года — технический директор топливно-энергетического комплекса ТОО «Корпорация Казахмыс».
С января 2014 по август 2017 года – генеральный директор ТОО «Караганда Энергоцентр», г. Караганда
С сентября по ноябрь 2017 года – заместитель председателя Правления по производству АО «Астанаэнергосервис», г. Астана.
С ноября 2017 года по январь 2018 года — первый заместитель председателя Правления АО «Астан-Энергия», г. Астана
С января по июль 2018 года – генеральный директор ТОО «Kazakhmys Energy».
29 июня 2018 года назначен на должность генерального директора ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова».
Имеет награды: «Заслуженный Энергетик РК», «Заслуженный энергетик СНГ», нагрудный знак РАО ЕЭС России.