Пожалуй, никто сегодня не сможет назвать точную площадь, которую занимают отвалы вскрышных пород в Экибастузе. На протяжении всего времени существования отвалов идут разговоры о необходимости их переработки (отвалы – сырьё для производства бетона, дорожного строительства, присутствуют в них и редкоземельные металлы). Но дальше разговоров дело в силу необъяснимых причин не двигается. А ведь отвалы, к огромному сожалению, ещё и дают определённый радиационный фон. Как остроумно заметил недавно в соцсетях один мой собеседник, «Отвалы мне напоминают вещь в бабушкиной кладовке. Она уже почти забыла о ней, но никому выкидывать или продавать не дает».
В своё время российский журналист Светлана Грибанова упомянула проблему отвалов в материале об Экибастузе: «Недалеко от разреза “Богатырь” отвалы занимают огромную площадь в 6 тысяч квадратных метров и содержат около 1,5 миллиарда тонн породы. В советское время попытались рекультивировать отвалы, но перестройка и последовавший распад Союза положили конец этим проектам. Отвалы поросли травой, и только по выходящим наружу полоскам обугленной породы можно догадаться, что внутри бушевали пожары. Японцы предложили свою технологию для переработки отвалов, однако предлагаемый ими способ был отвергнут как вредный для окружающей среды. В настоящее время, как рассказал нам аким Экибастуза Валерий Набитовский, вскрышные породы используются для производства ферросиликоалюминия. Уже построены проектные печи и начался выпуск металла. В Казахстане он не пользуется спросом, поэтому небольшие партии ферросиликоалюминия отправляют в Россию и дальнее зарубежье».
В настоящее время единственное предприятие города, занимавшееся переработкой вскрышных пород – завод по производству ферросиликоалюминия – не действует. Говорят, что остановка временная. Завод не закрыт.
Разумеется, в авангарде движения за переработку отвалов всегда шли экибастузские учёные. В своё время много усилий этой проблеме отдал преподаватель ЕИТИ Евгений Максимов. Он охотно общался на эту тему с журналистами, предлагал создать целую «сеть ТОО, каждое из которых занималось бы своим делом»: одно извлекало вольфрам, другое – молибден, третье – галлий, четвёртое — производило цемент и т.д.
Сегодня проблемой отвалов активно занимается проректор ЕИТИ по научной работе и внешним связям кандидат технических наук Жакан Камбаров. Уже не первый год он с коллегами подаёт заявки на создание производств по переработке содержимого отвалов.
Жакан Камбарович – человек увлечённый. О своих темах говорит с энтузиазмом семнадцатилетнего студента:
— В наших отвалах есть даже сырьё для производства алюминия. Да, да… И совершенно подходящее для Павлодарского алюминиевого завода. Мы отправляли образцы для экспертизы в Южно-Казахстанскую область (у них со времён Союза мощная лаборатория). Выяснилось, что сырья для производства цемента в пробах – до 26 процентов, для алюминия – от 26 до 40 процентов. Я говорил с акимом области Булатом Бакауовым и предложил: «Зачем нам привлекать инвесторов в другие регионы, давайте, всё это создавать у нас». Мы уже не первый год подаём заявки и всю необходимую научную документацию по внедрению наших идей и в том числе по переработке отвалов. Проходим все этапы, и идеи наши нравятся, но на нас постоянно не хватает денег. В последний раз мне прислали письмо из АО «Фонд науки», мол, идеи ваши заслуживают внимания, вы, пожалуйста, участвуйте в наших проектах. Меня уже многие отговаривали: никак проект с переработкой отвалов не идёт, но я сдаваться не собираюсь. До 1 августа идёт приём заявок на гранты, будем отстаивать своё мнение.