18 апреля 2024, Четверг

Вагоны тронутся. Завод останется

КВК набирает кадры
Новые полувагоны готовы к отправке
Фото: И.Тимошенко

Более 2000 единиц подвижного состава сойдёт с конвейера КВК (Экибастуз) до конца 2018 года. В том числе — 1988 полувагонов и 270 универсальных платформ. С 1 января произведено 500 полувагонов и 40 универсальных платформ.

После двух с половиной лет практического простоя экибастузский завод по производству полувагонов ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» выполняет крупный заказ.

Вагоностроительная компания является преемником железнодорожного депо «Таман», которое на протяжении многих лет было центром ремонта подвижного состава региона. Первая очередь нового завода ТОО «КВК» была пущена в эксплуатацию в 2010, а вторая и третья очереди — в 2011 году. Изначально всё складывалось как нельзя лучше. В 2009 году вышло постановление кабмина РК об утверждении перечня инвестиционных стратегических проектов, куда включили производство грузовых вагонов и полувагонов. Предприятие органично вписывалось в национальный железнодорожный кластер. АО «НК «КазахстанТемирЖолы» выразило готовность приобретать всю продукцию ТОО.

Полувагоны в Казахстане всегда были востребованы. Завод оснастили самым новейшим оборудованием: роботами, станками высокоточной лазерной резки металла. На предприятии за первые четыре года выпустили порядка 5 тысяч вагонов. Хотя производственная мощность завода – 2500 полувагонов в год. На заводе уже задумывались о расширении линейки продукции: выпуске универсальных фитинговых платформ и железнодорожных цистерн.

Но с 2015 года перестали поступать заказы от АО «НК «КТЖ». Никаких вразумительных объяснений по этому поводу так и не было дано. Руководство завода посчитало, что ситуация была связана с очередным витком экономического кризиса.

В то же время полувагоны в Казахстан стали завозить из Китая, арендовать у России. По некоторым данным только в Китае было закуплено порядка 6000 полувагонов. Работники завода ушли в вынужденные отпуска. Предпринимались попытки поддержать заводчан материально с помощью механизмов государственно-частного партнёрства.

Ситуация начала меняться к лучшему в ноябре 2017 года с приходом новых заказчиков. По плану в 2018 году предприятие должно выпустить 1988 полувагонов для сыпучих материалов и 270 универсальных фитинговых платформ. Всего 2258 единиц железнодорожной техники.

На сегодня выпущено 376 полувагонов, из которых 289 реализовано. За смену на заводе собирают 5 полувагонов.

— У нас размещён заказ петропавловского завода имени Кирова ЗиК-100, — рассказывает заместитель генерального директора по производству КВК Берикбай АМЕРЖАНОВ. – Полувагоны для нас дело привычное, а выпуск универсальных платформ, предназначенных для транспортировки контейнеров, тяжёлой техники, металла мы сейчас осваиваем.

Отдельные комплектующие на завод поставляют российские и казахстанские предприятия, но, по словам заместителя генерального директора, 80% производства локализовано именно на заводе:

— Мы уже освоили и триангельную тележку, и грузовые люки вагонов. Стараемся быть максимально самодостаточными. Колёса берём у наших коллег – экибастузского ТОО «Проммашкомплект».

Упростилась ситуация с сертификацией продукции. Если раньше документы на готовые полувагоны оформляли в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь сертификационный центр есть в Астане.

Определились и покупатели. Полувагоны ТОО «КВК» закупают частная алматинская фирма и дочерняя организация АО «Банк Развития Казахстана» «БРК-лизинг». Полувагоны даже окрашены в разные цвета: синие – для «БРК-лизинг», зелёные – для алматинской компании. Недавно одну тысячу полувагонов заказало АО «Казтемiртранс».

Для выполнения заказа 2018 года необходимо работать круглосуточно. В настоящий момент на заводе трудится 585 человек. И рабочих рук не хватает. Поэтому предприятие в срочном порядке проводит набор кадров.

— Средняя заработная плата на заводе – 150 тысяч тенге, — продолжает Берикбай Канахметович. – Нам необходимы сварщики, слесари, операторы станков ЧПУ. Конечно, много молодёжи, у ребят нет практических навыков. Но нас это не смущает, переобучаем, что называется, «на ходу», было бы желание работать.